Найти в Дзене
AutoView

Самый длинный грузовик Советского Союза и его необычное задание по транспортировке теплохода

В 1983 году руководство Советского Союза дало старт проекту РТ-23, который получил интригующее и запоминающееся название — «Молодец».

Эта межконтинентальная баллистическая ракета отличалась своей универсальностью: она предназначалась для размещения не только в шахтных пусковых установках, но и на открытых грунтовых позициях, а также на платформе железнодорожного транспорта.

Тем не менее, для этой ракеты требовалось уникальное шасси, разработку и производство которого доверили Минскому автомобильному заводу.

Задача была непростая: требования к шасси оказались исключительно строгими, ведь сама ракета весила колоссальные 104,5 тонны, имела диаметр 2,5 метра и длину 22,6 метра. И все это громадное сооружение предстояло перевозить не только по ровным магистралям, но и по дорогам любого качества.

На реализацию проекта конструкторам и инженерам завода понадобилось ровно два года. Итогом их работы стал уникальный образец, который успешно прошел испытания и получил официальный индекс — МАЗ-7907.

-2

Шасси этой уникальной машины было двенадцатиосным, а трансмиссия включала в себя целых 24 электродвигателя, питаемых от генераторной установки, позаимствованной у танка. Сердцем установки стал двигатель с впечатляющей мощностью в 1250 лошадиных сил.

Для оптимального распределения тяги ведущими сделали по четыре оси на каждом из концов шасси. Общая длина конструкции достигала внушительных 28 метров, а радиус разворота составлял 27 метров — не так уж много для такого гиганта.

-3

Грузоподъемность этого мощного тягача достигала внушительных 150 тонн, а его размеры впечатляли: высота составляла 4,45 метра, ширина — 4,1 метра.

Для проведения испытаний такой техники стандартных условий оказалось недостаточно, поэтому пришлось строить специальную инфраструктуру. Были возведены просторные ангары, а также создан уникальный полигон. На его территории предусмотрели не только сложные развязки для маневров, но и мосты, чтобы проверить возможности машины в условиях, максимально приближенных к реальным.

Испытания прошли с блеском: маневренность тягача удивила даже самых требовательных специалистов, а его ходовые характеристики превзошли все ожидания. Однако радость успеха омрачила неожиданная новость.

Проект ракеты «Молодец» был внезапно свернут, и вместе с ним исчезла необходимость в уникальном тягаче. В результате оба изготовленных экземпляра вернули на завод, где они остались бесхозными, словно забытые памятники амбициозной инженерной эпохи.

-4

Но история тягача неожиданно продолжилась. В 1996 году, в эпоху бурного роста частного бизнеса, про заброшенные машины вспомнили. Они оказались интересны предприимчивым людям, задумавшим оригинальный проект.

Группа бизнесменов решила превратить теплоход, длиной 40 метров, в ресторан на берегу озера Нарочь. Однако возникла серьезная проблема: теплоход находился на реке, никак не связанной с озером водными путями.

-5

Логистика оказалась настоящим вызовом. Доставить гигантский корабль по суше казалось невозможным, пока предприимчивые дельцы не узнали, что на МАЗе хранится тягач, идеально подходящий для такой задачи.

Бизнесмены незамедлительно отправились на завод, где заключили договор на использование тягача для перевозки теплохода. Заводские специалисты взялись за дело, начав подготовку шасси к работе.

На восстановление и настройку МАЗ-7907 ушло два месяца кропотливого труда. Итогом стал впечатляющий транспортный ансамбль: на 28-метровое шасси погрузили теплоход весом 80 тонн. Сам тягач, в свою очередь, должен был буксироваться мощным восьмиосным МЗКТ-79222. Такая связка выглядела, как настоящая инженерная симфония, готовая справиться даже с этой нетривиальной задачей.

На заводе все же опасались за трансмиссию МАЗ-7907: конструкция могла не выдержать перегрузок, а необходимых запасных частей уже не существовало. Чтобы минимизировать риски, к транспортировке подошли максимально осторожно.

На пути следования каравана предстояло преодолеть два моста. Чтобы распределить нагрузку и избежать разрушения конструкций, корму теплохода подхватывали лебедкой, установленной на мощном МЗКТ-79091. Это позволило разгрузить мосты, равномерно распределив вес 80-тонного теплохода.

Дорога до конечного пункта была непростой: целых 200 километров, которые растянулись на три дня пути. Для комфорта команды каравана в состав включили МАЗ-543, который стал своего рода базовым лагерем на колесах. В нем разместили импровизированную кухню для приготовления пищи и спальные места для отдыха.

Когда подготовка завершилась, этот необычный конвой отправился в свое историческое путешествие.

-6

Прежде чем караван преодолел и десятую часть пути, первый тягач, который тянул МАЗ-7907, не выдержал и сломался всего через 30 километров.

В этот момент было принято решение не ждать нового тягача, а продолжать движение своими силами. И, к удивлению всех, все пошло гораздо лучше, чем ожидалось. Водители даже смогли увеличить скорость с 10 до 20 километров в час, что, конечно, было немалым достижением. Но на этом трудности не закончились.

Высота всего кортежа, включающего судно и тягач, составляла внушительные 8 метров. К этому добавились еще и электрики, которые следили за состоянием линий. В местах, где дорога проходила под высоковольтными проводами, их приходилось временно отключать, чтобы избежать коротких замыканий.

После того как они добрались до конечного пункта, возникла новая проблема: чтобы выгрузить теплоход, нужно было заехать прямо в воду. Это привело к повреждению электромоторов на тягаче. Для того чтобы доставить его обратно на завод, потребовался дополнительный тягач, который потащил его по пути возвращения.

Можно лишь представить, какие огромные расходы понесли бизнесмены за эту эпопею. Сложности на каждом шагу, поломки, технические проблемы — все это вряд ли прошло без серьезных затрат. Жаль, что в те годы интернет еще не был таким развитым, как сегодня.

Если бы эта история произошла в эпоху социальных сетей, на нее точно сняли бы фильм. И, кто знает, возможно, такие приключения стали бы основой настоящего бизнеса для тех же самых предпринимателей. Но, увы, в тот момент никто не додумался превратить эти захватывающие события в зрелищное кино.

А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇