Популярный формат buddy movie (фильм о напарниках) обрел свежее дыхание в 80-90-х, в первую очередь благодаря боевикам "48 часов" и "Смертельное оружие". Динамичные дуэты Эдди Мерфи-Ник Нолти и Мэл Гибсон-Дэнни Гловер полюбились зрителями, что привело к неизбежным сиквелам. Беспроигрышная формула "герои-напарники смешно ругаются, троллят друг друга, но в душе они близки и вместе победят плохих парней" работала безотказно и породила изрядное количество клонов успешных франшиз. Один только Бретт Ратнер отличился боевиком "Деньги решают все" (Money Talks, 1997) с Чарли Шином и Крисом Такером и целой франшизой "Час пик" (Rush Hour, 1998-2007) с Джеки Чаном и все тем же Такером.
В той же струе в 1995-м на экраны вышел action-триллер "Денежный поезд" (Money Train), где в роли очередной пары партнеров-полицейских выступили перспективные молодые (обоим на тот момент немного за тридцать) актеры - Уэсли Снайпс и Вуди Харрельсон. Поставил фильм компетентный, хотя и не принадлежащий к "высшей лиге", режиссер Джозеф Рубин, среди прочего известный коммерчески успешными триллерами "В постели с врагом" (Sleeping with the Enemy, 1991) и "Добрый сынок" (The Good Son, 1993).
Чернокожий офицер транспортной полиции Джон Робинсон и белый офицер транспортной полиции Чарли Робинсон - братья. Много лет назад добросердечная чернокожая мама нашла на улице беспризорного мальчика, привела в семью и вырастила как родного сына.
Как положено в buddy movie, братья - полная противоположность друг другу. Вопреки клише, благополучным героем оказывается негр Джон - у него отличная репутация по службе, он занимается спортом, откладывает деньги на счет, в общем, ведет жизнь добропорядочного гражданина. А вот "бледнолицый" Чарли, извините за выражение, полный раздолбай. Выпивает, любит бузить и - самое неприятное - увлечен азартными играми, в результате чего оказывается должником очень плохих парней. Положительный Джон благородно отдает Чарли свои сбережения, но тот (будучи офицером транспортной полиции!) позволяет старой воровке украсть из его кармана конверт с деньгами в вагоне метро! Над головой Чарли сгущаются тучи, и он все больше склоняется (и склоняет положительного брата) реализовать "проект мечты" - ограбить "денежный поезд", который ездит по нью-йоркской подземке с инкассаторскими функциями и собирает наличные из касс всех станций, то есть перевозит сотни тысяч, если не миллионы долларов! Угадайте, как повернутся события?
Я не морализатор, и не считаю, что фильмы должны показывать только положительных героев с безупречным моральным обликом и исключительно благородными поступками. Я люблю гангстерское кино, вестерны про outlaws, людей вне закона, мне нравятся образы антигероев. Но...
Но если герои - авантюристы и преступники, то они и позиционируются как таковые. Если их пытаются выставить "хорошими парнями", то их противники - совсем "плохие парни". К примеру, "друзья Оушена", сами мошенники и грабители, экспроприируют деньги казино, хозяин которого - настоящий мерзавец. Если на преступление решается герой честный и законопослушный (тем более служитель закона), ему придумывают железобетонный "оправдательный" мотив - допустим, ему нужны деньги на срочную операцию ребенка, и он похищает гангстерский общак, "наказывая" плохих ради высокой цели. В комедийном варианте - это наш, родной Юрий Деточкин, что переводит в детдома деньги от продажи угнанных у спекулянтов автомобилей.
Вернемся к "Денежному поезду". Чарли - полицейский, который замышляет преступление практически против своих коллег, собираясь похитить не преступные капиталы, а законные общественные деньги, честно уплаченные налогоплательщиками. Вынуждает его к этому не роковые обстоятельства и не благие намерения, а результат собственного разгульного образа жизни, пагубного пристрастия и безответственного поведения. Украсть деньги, чтобы расплатиться с игорными долгами - цель, безусловно достойная! Отдельная тема - угон самого поезда, ставящий под угрозу жизни ни в чем не повинных посторонних людей, таких же, как Чарли, служителей правопорядка!
Похоже, авторы фильма сами понимали очевидную шаткость сюжетной конструкции. Они ведь снимали легковесный комедийный боевик, а не глубокую мрачную драму о моральной деградации полицейского - и при этом вроде бы положительный, обаятельный герой ведет себя как инфантильный безмозглый эгоист, да еще с криминальными намерениями!
Видимо, чтобы сгладить неприятное ощущение от персонажа и его более чем сомнительных мотиваций, авторы всячески пытались замаскировать неприглядную суть центральной интриги "Денежного поезда".
На роли братьев выбрали очень харизматичных актеров - и, на мой взгляд, не прогадали. Харрельсон и Снайпс уже снимались вместе, и их дуэт в "фильме Белые люди не умеют прыгать" (White Men Can't Jump) продемонстрировал отличную актерскую "химию". Не подвели молодые "звезды" и на этот раз, отношения между братьями выглядят трогательно и забавно, а Харрельсону без труда удается изобразить непутевого, но симпатичного бедолагу, безответственного, но не злого по натуре шалопая.
В помощь мужскому дуэту появляется совсем молодая, обворожительная Дженнифер Лопес, тоже офицер транспортной полиции. Между братьями и красоткой-латино формируется своеобразный любовный треугольник, что добавляет сюжету теплую, романтическую ноту. Для Лопес это был первый большой голливудский проект, однако отсутствие опыта легко компенсировалось красотой и естественным обаянием восходящей "звезды".
В сюжет введена линия маньяка-пиромана, который терроризирует кассирш подземки. Так называемый subplot не имеет никакого отношения к денежному поезду, и в принципе фильм без него легко бы обошелся. Мне кажется, что это "ответвление" имело две цели: во-первых, продемонстрировать смелость героев, чтобы усилить восприятие их как персонажей положительных, во-вторых, оживить ленту эффектной сценой в ожидании главного аттракциона.
Было сделано все, чтобы на фоне братьев-полицейских охранники денежного поезда выглядели отвратительными негодяями. В фильме есть эпизод, где братья гонятся за мелким преступником по туннелю, юноша выбегает на перрон, где стоит денежный поезд, и охрана без предупреждения хладнокровно расстреливает его из пистолетов. Не зверье ли? Если этого мало, то начальник денежного поезда изображен крайне неприятным типом, параноиком и чуть ли не психопатом. Таких и грабить не грех, как бы намекают авторы.
Нетрудно догадаться, что операция "денежный поезд" состоится, несмотря на протесты добропорядочного Джона. И сразу становится ясно, ради чего фильм собственно и снимался. Отношения братьев, романтическая линия, охота на маньяка - все это было прелюдией, подводкой к эффектной кульминации. Угон поезда, бешеный проезд по туннелям, попытки остановить угонщиков, финальное мощное крушение - эти сцены сняты без оговорок впечатляюще, Голливуд в очередной раз демонстрирует техническое мастерство. Особенно приятно, что крутая action-сцена сделана без компьютерной графики, "вживую" с применением практических эффектов - моделей и макетов. Не удивительно, что по сравнению со многими сегодняшними боевиками, все выглядит вещно, объемно, материально.
Не буду раскрывать подробности финала, вдруг вы не смотрели фильм или настолько наивны, что не догадались с самого начала, чем все закончится. Скажу только одно -этот happy end (а вы ожидали другого?) лично мне показался возмутительно аморальным, хотя, повторюсь, я не моралист.
Я впервые посмотрел этот фильм совсем новым, то бишь - страшно сказать! - тридцать лет назад. Помню, мы выходили из кинотеатра "Пушкинский" (бывший "Россия", кто помнит) и обменивались впечатлениями. Зрелище на гигантском экране "центрового" кинозала впечатляло, но вот моральная составляющая вызывала "смутные сомнения", несмотря на обаяние актеров.
Пересмотрел "Денежный поезд" совсем недавно, думая, что вполне вероятно по молодости я был более возвышенным и романтичным, и, возможно, тридцать лет спустя отнесусь к "непедагогичной" морали фильма более снисходительно. Ничего подобного! Финал, как и прежде, вызвал у меня более чем саркастическую реакцию.
Рекомендовал бы я "Денежный поезд" для просмотра? Несмотря на критическое отношение к его морали, скорее всего - да, особенно если вы любите боевики и триллеры 80-90-х, золотого века голливудского action-кино. "Денежный поезд", конечно, далек от уровня шедевров, которые режиссировали Кэмерон, Мактирнан, Верховен или Доннер. С другой стороны, это техничный блокбастер с отличными актерами и зрелищным финалом, а что касается моральной неоднозначности, то, может быть, это моя личная заморочка? Посмотрите - и судите сами.