Найти в Дзене

ТЫСЯЧА МИЛЬ

"Феррари" реж. М.Манн

Фильм Майкла Манна похож на болид, который пилотирует не просто опытный, а умудренный пилот. Он не несется по трассе, рискуя всем на свете. Он знает : в этой гонке победит не тот, кто первым пересечет финишную ленту. Он абсолютно равнодушен к тем болельщикам, которых интересует спортивная составляющая. Он обманывает ожидания тех, кто интересуется личной жизнью спортсменов и крупных бизнесменов. И тем, кто понимает, что такое акции, котировки, чеки, что означает неподписанный вексель, ничего нового не открывает в бизнес- истории компании «Феррари» в кризисный момент. Все три линии- спортивная, личная и деловая в картине номинально присутствуют, но при этом не увлекают и не завораживают. Держится средняя скорость, которая сначала убаюкивает, потом утомляет, а затем и вовсе раздражает.

Причем, интриги во всех трех линиях хватает. Гонка «Тысяча миль» должна дать ответ : выживет ли «Феррари» в схватке с «Мазератти». До и во время гонки произойдут аварии с жертвами, пилоты будут биться за право сесть за руль болида. Хозяин бренда Энцо Феррари настаивает : жизнь не важна, важна победа. Но при этом сама гонка снята без нерва. Смысл перестановок пилотов не проартикулирован и остается непонятным. Жертвы не обретают зрительских симпатий и сопереживаний и их трагедии не разрывают душу.

Свернуть

Личные проблемы Энцо – жизнь на две семьи, одна из которых – тайная. Психоэмоциональный шантаж со стороны, что официальной жены, что тайной любовницы. И здесь доходит до крайностей- до тайной слежки, до ультиматов и выстрелов. И тоже почти все в режиме регистрации и констатации : позиция жены, позиция любовницы, позиция матери, позиция тайного сына и сохранение памяти о сыне от официального брака, безвременно ушедшем из жизни – все это видели. Знаем : богатые тоже плачут.

Бизнес - интрига. Компания «Феррари», созданная Энцо Феррари с супругой на развалинах итальянской экономики сразу после войны, к середине 50-х годов становится одним из локомотивов итальянской промышленности, при этом явным кандидатом на скорое банкротство. Да, рыночная экономика богата такими коллизиями, на материалах которых можно делать увлекательные бизнес- детективы. Дискуссии со советниками относительно количества выпускаемых машин, сообщения о финансовом состоянии «Феррари», которое вроде бы могуче, но на волоске висит. И это все оказывается не в центре внимания фильма , а в сносках, справках, орнаменте, на фоне.

Почему же при всех обманутых ожиданиях, ни разу возникает предательская мысль – уйти из зала ? Первое объяснение дает Пенелопа Круз. От нее глаз в этом фильме не отвести. Лаура Феррари- официальная жена и компаньон Энцо. Мать, потерявшая сына. Сноха, третируемая свекровью. Женщина, даже не подозревающая, а твердо уверенная в изменах мужа. Пенелопа Круз живет в этом океане чувств, где все течения смешиваются в любую секунду бытия. Расчет и страсть, любопытство и скорбь, ум и сердце – все живет и работает на полную катушку, переливаясь из одного в другое. Лучшие эпизоды картины – кадры, где Пенелопа Круз одна, ни с кем не говорит, а просто смотрит на портрет сына в семейном склепе, прислушивается к оперной арии, всматривается в дом, где живет соперница. И все попытки поверить алгеброй гармонию, дать чувствам проверить выводы разума, а умом обуздать разбушевавшиеся эмоции, в итоге оказываются ключом к этой ленте.

Именно в кадрах , где присутствует Лаура Феррари, впервые обращаешь внимание на особый цветовой фон. Вроде бы Италия, вроде бы пышный юг, вроде бы лето красное. Но на все буйные краски режиссер с оператором как будто накинули траурный флер. Как будто все это снято через прозрачный креп. И самые разноцветные болиды, эффектные фейерверки, избыточно - красочные летние итальянские пейзажи по бокам гоночной трассы смикшированы в подмешивание черной краски, в заметное убавление яркости.

И к финалу , когда развяжутся все три линии, уже не удивляешься, что разрешение везде получается неоднозначное. Победы без радости, любовь, отложенная на будущее, векселя с оплатой не предъявителю, успешный бизнес – план с вечной угрозой банкротства. Здесь в авариях и смертях никто не виноват – это рок подложил гвоздь на трассу. Здесь любовный треугольник разрешается с опозданием на четверть века. Здесь в поединке Разум против Чувств побеждает Случай.

Фильм доехал до финиша гонки. И оказалось, что соревновался с конкурентами он совсем не в скорости. В этой Вселенной, подернутой темной пеленой, побеждает тот, кто верит в Его Величество Случай. Не будем забывать : пилоту – режиссеру Майклу Манну 80 лет. Он- вечный номинант, но ни разу не лауреат. Его опыт к этим годам – это опыт смирения.  Победы и поражения – не результат личных усилий и неустанного труда, а всего – навсего игра судьбы. Раньше всех это поняла Лаура Феррари. Но выиграла в итоге Пенелопа Круз.