Мне кажется, сложнее всего описать чувство первой любви. Осознание ВЛЮБЛЕННОСТИ. Это сейчас, с позиции прожитых лет, удивляешься, как можно было не понимать, а тогда. Тогда все было ДРУГИМ. Вот это ощущение "я влюблен" Наталье Литтера удалось передать настолько точно, что невольно собственная история вспомнилась.
Новый роман Натальи Литтера о первой любви, первой – и единственной. О том, что любовь, конечно, требует работы над собой, но и награда достойнейшая.
Прочитала книгу достаточно давно, а вот отзыв только села писать: наверное, требовалось какое-то осмысление. НЕ потому, что написано тяжело, и не потому, что раскрывались какие-то острые вопросы, просто потому, что остались после чтения яркие впечатления.
Итак, идея и ее реализация
Группа туристов выбирает для отдыха не привычные курортные зоны или известные европейские города, а небольшой остров в Шотландии, интересный национальным колоритом и историей.
«Это был один из многих маленьких шотландских островов со своей обособленной жизнью и почти нетронутой природой. Поездка для тех, кто хотел отойти от протоптанных туристических троп и увидеть настоящую Шотландию».
Семь туристов и гид. Каждый герой интересен, каждый раскрывается, однако главные герои – Антон, который едет на отдых с «постоянной спутницей» Ланой, и Фея (София). Не сразу читатель понимает, что Антон и Фея когда-то были ПАРОЙ, когда-то были счастливы, но здесь и сейчас они встретились случайно.
В лучших традициях жанра группа туристов не просто отправляется на отдаленный остров в Шотландии, но и из-за погодных условий оказывается вынужденной задержаться там дольше, чем планировалось. Однако шаблонность сюжета не мешает наслаждаться повествованием. Догадываешься, что герои по-прежнему любят друг друга, что им суждено быть вместе, что им надо ВМЕСТЕ пережить драму, которая когда-то их разделила, догадываешься – но читать все равно интересно.
Повествование о событиях на острове прерываются ретроспективой – ВОСПОМИНАНИЯМИ о детстве, юности, что придает книги особую прелесть, тем более это и ЕЕ, и ЕГО воспоминания. Одни на двоих. Двое – магическое число, способное приносить боль и счастье одновременно. Как и воспоминания наших героев.
«Она замерла, разглядывая блестящую фольгу на своих темных волосах.
– Ты как фея, – сказал он, тоже рассматривая ее волосы, усыпанные звездочками.
С тех пор она стала Феей. Вообще, у нее было нормальное человеческое имя, а это придумал ей он. Только он звал ее так. С седьмого класса.
А она его чуть позже – Чеховым. Дразнила.
Но это было потом, а в тот день они искали предсказание, которое вместе со звездочками упало на снег. Он первым увидел свернутую бумажную трубочку, спрятавшуюся под нарядной елкой, поднял и протянул ей. И она вдруг заметила, какие темные у него ресницы. И голубые глаза, прямо как небо. Никогда не замечала, а тут… Наверное, именно в тот день она впервые почувствовала что-то такое… такое… новое, волнующее… что очень сложно объяснить словами».
Интрига, заявленная в Прологе, будто бы «забывается»: мы не думаем, кем был спасенный ребенок, кто 'заложил" в счет долга за спасение собственную жизнь и при чем здесь завод «Вега-продукт». Следя за развитием отношений между героями, мы погружаемся в атмосферу шотландского острова. Когда же все нити переплетаются, а история Пролога получает неожиданное, на первый взгляд, развитие, понимаешь, почему книги Литтера глубже обычных любовных романов. Поэтому они так привлекательны.
Герои
Яркие образы. Детали (фиолетовая прядь Феи, например) - вовсе не штрихи к портрету, а отражение сути. (На самом деле мы тоже "узнаем" людей по какой-то одной черте – жесту.) Гид, чья успешность напрямую зависит от умения налаживать общение с посторонними людьми, хорошо видит эти самые штрихи. Поэтому первое знакомство с персонажами написано как бы от его лица. И те характеристики, которыми он награждает своих «подопечных» потом полностью подтверждаются. Емкие характеристики «толстяк», «мышка» помогают читателю воочию увидеть персонажей.
Конечно, главные герои раскрыты более глубоко, однако и второстепенные совсем не выглядят «фоном». Наталья Литтера, безусловно, хороший психолог: ее герои всегда узнаваемы, с одной стороны, а с другой – всегда воспринимаются как реальные люди, а не выдуманные.
Стиль
Книги Натальи Литтера отличаются красивым, правильным языком, ее диалоги всегда естественны, пейзажи детализированны и уместны.
«Замок, или, вернее, то, что от него осталось, был великолепен. Высокие, угольно-черные контуры стен и башен четко вырисовывались на фоне серо-голубого неба и говорили о былой мощи. Это сейчас замок был похож на упрямого старика, который все еще стоит и не собирается сдаваться ветрам и векам, а тогда… Тогда, наверное, в нем кипела жизнь, и был он неприступен. С одной стороны – скалы, с другой – море. Море тоже казалось серым, как и небо, только было темнее и отливало серебром. А у дороги, где все они сейчас стояли, рос колючий чертополох с сиренево-розовыми цветами. И от этого сочетания цветов – черно-серо-сиреневого, от этого простора и какой-то природной суровости и неукротимости захватывало дух».
Важны эпиграфы к главам. Отрывки из произведений Бернса, Стивенсона, Скотта, что-то из фольклора не только передают атмосферу страны, но и отражают основную сюжетную коллизию. Каждый раз ругаю себя за то, что «глотаю» книги, а не медленно погружаюсь в них, поэтому важные, но скрытые детали как правило «вижу» потом, после осмысления. А ведь можно «идти вслед за автором» и наслаждаться тайной, которая от тебя вовсе не сокрыта.
Что такое знак бесконечности?
Математический термин? Мистический символ Вселенной? А может, просто «перевернутая восьмерка»?
Нет, конечно, нет.
Это метафора ЛЮБВИ. Чувства, которому не страшны ни расстояние, ни время, ни даже предательство, потому что умом "понимаешь", а сердце продолжает жить любовью. Тату знака бесконечности главных героев - это зримая связь между ними.
Умышленно не выставляла, как обычно, баллы: роман хорош, писательницу трепетно люблю, а значит, объективной быть не могу.
Люблю книги Литтера за то, что к героям можно заглядывать периодически, как в гости. Открыть любую страницу «Времен года» или «Встретимся на Арбате» и погрузиться в атмосферу уюта. "Знак бесконечности" – такая же книга: герои «свои», мир притягателен.
И я еще не раз открою случайным способом какую-нибудь главу, чтобы прочитать: «Знаешь, недавно прочитала одно высказывание Вальтера Скотта, и оно мне очень понравилось. «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на злобу». – И на что ты собралась тратить свое время? – На счастье».