Найти в Дзене

Дипломная работа: "Роль Русской Православной Церкви в оказании помощи больным и обездоленным в современной России".

Дипломная работа посвящена исследованию исторического опыта и современной практики пастырского служения больным и обездоленным в Русской Православной Церкви. В работе анализируются истоки благотворительности на Руси, правовые основы участия РПЦ в благотворительных проектах, а также формы взаимодействия Церкви с медицинскими учреждениями в оказании помощи тяжелобольным и нуждающимся. Особое внимание уделяется роли РПЦ в современном обществе, ее вкладу в решение социальных проблем и развитию традиций милосердия. В исследовании использованы труды отечественных религиозных деятелей, историков, правоведов, а также материалы, отражающие современный опыт больничного душепопечения. Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34. ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ БОЛЬНЫМ И ОБЕЗДОЛЕННЫМ В РПЦ
Оглавление

Дипломная работа посвящена исследованию исторического опыта и современной практики пастырского служения больным и обездоленным в Русской Православной Церкви. В работе анализируются истоки благотворительности на Руси, правовые основы участия РПЦ в благотворительных проектах, а также формы взаимодействия Церкви с медицинскими учреждениями в оказании помощи тяжелобольным и нуждающимся. Особое внимание уделяется роли РПЦ в современном обществе, ее вкладу в решение социальных проблем и развитию традиций милосердия. В исследовании использованы труды отечественных религиозных деятелей, историков, правоведов, а также материалы, отражающие современный опыт больничного душепопечения.

-2

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ БОЛЬНЫМ И ОБЕЗДОЛЕННЫМ В РПЦ

1.1 Исторические основы пастырского служения больным и обездоленным в Древней Руси

1.2 Социальное служение русской православной церкви во второй половине XIX – начале XX века в современных отечественных исследованиях

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1 Правовое положение Русской Православной Церкви по законодательству Российской Федерации

2.2 Система социальной и благотворительной деятельности Церкви. Основные характеристики

ГЛАВА 3. МЕСТО, ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РОССИЙСКИМ ГРАЖДАНАМ, ПРОВОДИМОЙ РПЦ

3.1 Основы пастырского служения в больнице

3.2 Работа пастыря в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

3.3 Служение пастыря в медучреждениях: вопросы, трудности, перспективы: опыт Волжского благочиния Волгоградской епархии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

У каждого человека выработалось свое отношение к религии, к церкви. Можно встретить много истинно верующих людей, также много и атеистов. Россия всегда была многоконфессиональной страной, здесь сосуществуют все крупные религиозные конфессии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Испокон веков в России была благотворительность. На каждом этапе истории, вне зависимости от политического и экономического уклада страны, можно встретить нищих, юродивых, матерей-одиночек. Церковь стремится помогать каждому нуждающемуся. Это может быть не только гуманитарная помощь, но и помощь в строительстве жилья и т.д.

В данной работе мы попытались найти истоки благотворительности в России, определить роль РПЦ в помощи бедным и нуждающимся.

Актуальность исследования обусловлена современным состоянием благотворительности в целом. Роль Русской Православной Церкви (РПЦ) в экономической и социальной жизни страны была значительной на протяжении всей истории страны.

С конца 1980-х гг. в нашей стране началось постепенное возвращение священнослужителей Церкви в сферу благотворительности и медико-социального служения, активизировался процесс сближения интересов Церкви и государства в охране здоровья народа. Увеличивается число пастырей, занимаю­щихся социальной деятельностью, организуются сестричества и братства, душепопечительские центры.

Число работ, посвященных комплексному рассмотрению медико-социальных, организационных и этических проблем взаимодействия Церкви и государства в области медицины и пастырского служения в ней крайне мало. Зависимость мнения врачей и пациентов по современным проблемам медицинской этики (биоэтики) от их отношения к православию, а также деятельность общественных организаций и учреждений медико-социального профиля, организованных РПЦ, до настоя­щего времени еще не стали предметом специального пастырского изучения.

На наш взгляд, тему пастырского служения больным и обездоленным важно изучать ввиду ослабевания интереса к благотворительной деятельности жителей, которые не связаны с церковью. В настоящее время РПЦ взяла на себя обязательства в виде помощи больным и обездоленным: открываются фонды для сбора средств на лечение, организовывается строительство жилья для неимущих.

Степень изученности проблемы. Отечественные и зарубежные исследователи обращались к вопросу становления благотворительности. Так, протоиерей Г. Смирнов-Платонов пишет, что христианское общество нельзя представить без проявлений благотворительности, цель священника – руководить ею.[1]

Важным представляется и работы церкви в больницах, помощь тяжелобольным, ВИЧ-инфицированным.

В последние годы усиливается интерес к роли РПЦ в современном обществе. Глава Епархии принимает участие в заседаниях Думы, появляется на важных мероприятиях. Это говорит о том, что церковь возвращает свои позиции, которые были утеряны в советское время.

Исследованию исторических основ пастырского служения больным и обездоленным посвящены труды таких авторов, как: И. Мних (Черноризец), В.О. Ключевской, М.С. Корзун, А.Н. Кудрявцев, В.П. Мельников и др.

Раскрытию правовых и организационных основ современного пастырского служения в российских государственных медицинских и медико-социальных учреждениях уделяли пристальное внимание такие ученые, как: В.И. Королев, А. Николин, С.В. Калашников

Вопросы места, объектов и видов современного пастырского служения в медико-социальной помощи российским гражданам, проводимой рпц занимали пристальное внимание, таких исследователей, как: Л.Е. Горелова, В.И. Королев, А. Николин.

Предмет исследования – роль благотворительности в современной церкви, история возникновения социального служения.

Объектом исследования является пастырское служение больным и обездоленным в РПЦ.

Материалом исследования послужили письменные труды отечественных религиозных деятелей, например, иеромонаха Берестов А. И., митрополита Евгения (Болховитинова), Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и др. А также опыт больничного душепопечения современных пастырей.

Цель – выявить исторические, философские, правовые, организационные, нравственно-этические и медико-социальные основы пастырского служения и обосновать объем, место, поправки и особенности пастырского служения в Российских государственных и церковных медицинских и медико-социологических учреждениях в современных условиях начала XXI века.

В нашей работе мы ставим следующие задачи:

- выявить вехи истории появления благотворительности на Руси;

- систематизировать правовые основы участия РПЦ в благотворительных проектах;

- изучить работу РПЦ с медицинскими учреждения, выявить, какую помощь оказывает церковь тяжелобольным и неизлечимым больным.

Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка анализа пастырского служения в РПЦ, роли благотворительности в современном обществе; была изучена совокупность источников и фактов, касающихся исторического опыта пастырской медико-социальной благотворительной деятельности в России; выявлены и осмыслены основы организации медико-социальной помощи, оказываемой учреждениями, организованными Русской Православной Церковью.

Практическая значимость исследования заключается в возможности включить его результаты в соответствующие разделы лекционных курсов по истории РПЦ. Представленные в данной работе материалы и выводы могут быть использованы в ходе дальнейших исследований, при чтении общих курсов по истории РПЦ, а также при составлении учебных пособий по названным темам.

Одним из основополагающих моментов сотрудничества РПЦ и государства является обобщение опыта совместного взаимодействия, отраженная в обзорных и аналитических публикациях священнослужителей, православных медиков и академических ученых. Государственно-церковные отношения, будучи сферой общественной жизни, не могут не ощущать на себе влияние идей и представлений о характере и перспективах данных отношений со стороны верующих граждан и различных религиозных образований.

Необходимо отметить работы Кучеренко В.З. и Черкасовой А.Е. Данные работы посвящены вопросу взаимодействия медицины и Церкви. Авторы определили факторы, которые способствуют активации деятельности РПЦ в области здравоохранения:

а) осознание кризиса идеологических доктрин советского периода на индивидуальном и общественном уровне;

б) возвращение россиян к традиционным для нации культурным и мировоззренческим ценностям;

в) системный кризис в охране здоровья населения и поиск путей его преодоления;

г) кризис материального обеспечения и прогрессирующее снижение общественного статуса медицинского работника, что в целом ставит всю систему охраны здоровья в условиях борьбы за выживание.

В работе Гореловой Л.Е. «Благотворительность в русской медицине» автор рассматривает виды благотворительности в отечественных больницах. Тему доброты и сострадания поднимает в своей работе «Добрые люди Древней Руси» Ключевский В.О. Историю христианской благотворительности рассматривает Кудрявцев А.Н. в своем труде «Исторический очерк христианской благотворительности».

При написании данной дипломной работы были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме работы, нормативно-правовой базы, аналитический метод.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников из 55 наименований.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ БОЛЬНЫМ И ОБЕЗДОЛЕННЫМ В РПЦ

1.1 Исторические основы пастырского служения больным и обездоленным в Древней Руси

В истории российской церкви можно наблюдать несколько этапов, на каждом из которых благотворительная деятельность претерпевала изменения. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в «Кратком очерке истории социального служения Русской Православной Церкви»[1] предложил свою периодизацию развития диаконической деятельности.

В 988 г. произошло ключевое событие в отечественной истории – князь Владимир Святославич принял крещение и крестил Русь.

После крещения князь предстает миролюбивым человеком, уважающим человеческую жизнь, понимающим ее ценности. Владимир Святославович принимает решение отменить смертную казнь, не применять ее ни к кому, включая разбойников. Князь принимает решение привлечь к управлению государством совет, который состоит из военачальников дружины, бояр-землевладельцев и городских старейшин. Как отмечали современники, князь часто обращается за советом к епископам.

Образ князя Владимира собран из различных источников того времени (летописях, житиях и др.). В былинах великого князя называли Красно Солнышко, на княжий двор могли прийти нуждающиеся, где их кормили, оказывали необходимую помощь. Немощным предоставляли повозки, полные пищи. Малоимущих также обеспечивали едой, иногда оказывалась помощь в строительстве жилья. Пользовался популярностью выкуп пленных, это было актуально не только при Владимире, но и в последующие годы. В литературном памятнике «Память и похвала князю русскому Владимиру»[2], приписываемому Иакову Мниху (Черноризцу) есть примечания, что благотворительная деятельность разворачивалась на территории всея Руси.

В конце X в. Церковь укрепляет свои позиции. Учреждается Киевская митрополия Константинопольского Патриархата, устанавливается церковная иерархия, начинается строительство храмов за счет княжеской казны.

В документе, получившем название Устава князя Владимира, который является древнейшим из известных юридических актов Руси и базируется на нормах византийского права, устанавливается перечень дел, подлежащих церковному суду. Из документа становится ясно, что со времени принятия Русью христианства благотворительность в форме попечения о бедных стала входить в сферу ответственности духовенства. Епископы должны были помогать сиротам, вдовам, нищим, предоставлять им кров, питание и иную помощь, под контролем Церкви находились больницы и странноприимницы. В Уставе отражается норма, согласно которой Церковь получает десятую часть от всех доходов светских судов, и следить за этим должны церковные судьи. Документ также содержит сведения о том, что на финансирование постройки церкви в честь Пресвятой Богородицы, была выделена «десятина» из княжеской казны (десятая часть поступлений от хлеба, скота, пошлин). Поэтому первый каменный храм, построенный в Киеве при Владимире Святом получил название Десятинной церкви. Таким образом, было зафиксировано введение на Руси церковной десятины, предназначенной, в том числе и на поддержку всех нуждающихся, обращавшихся в храмы за помощью. Вопрос о десятинном сборе в Древней Руси остается спорным. Существует точка зрения, согласно которой после введения Устава десятина взималась регулярно с княжьей казны, судов и со всего имущего населения. Но, по мнению многих историков, экономическая специфика отчислений в пользу Церкви в Древней Руси выражалась в том, что они производились только с княжьих доходов, то есть не становились общей податью. Кроме того, в отличие от западно-европейских государств, ни в Киеве, ни в большинстве удельных княжеств десятина не носила характера регулярных и обязательных платежей.

ГЛАВА 3. МЕСТО, ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РОССИЙСКИМ ГРАЖДАНАМ, ПРОВОДИМОЙ РПЦ

3.1 Основы пастырского служения в больнице

Важность пастырского служения в больнице обусловлена, безусловно, тем, что несмотря на широкое распространения храмов при клиниках на сегодняшний день, и существование нейтрального, а порой доброжелательного попечения о больном, попечение это остается принципиально делимого характера. Пути лечения больного медицинскими работниками все еще находятся врознь с путями решения вопросов здоровья больного священниками.

Каковы же главные причины и факторы взаимодействия медицины и церкви? В чем необходимость пастырского служения при медучреждениях и какова ее категория? В чем заключается специфика психологической поддержки больного священником?

В условиях расширяющейся роли православной Церкви в жизни россиян, роста религиозного мировоззрения, восприятия Церкви как отдельного института, можно сказать, что Церковь и общество развиваются равномерно и органично, шагая в ногу со временем. Священное служение как психологический фактор и способ лечения заболевания освещен во многих трудах отечественных и зарубежных научных деятелей.

Для верного осмысления роли психологической помощи священника больному следует раздельно рассмотреть специфику пастырско-психологической помощи и, непосредственно, психотерапевтической.[1]

Надо сказать, что особенность такого осмысления заключается в том, что ему предшествует отдельное рассмотрение как идентичных черт медицинской и пастырской помощи, так и их различающиеся черты.

Как известно, не первостепенная взаимосвязь медицины и религии в лечении берет свои корни и богатые традиции еще в глубокой давности. Если медицина отвечает за материальную целостность и телесное здоровье, то Церковь же занимается психологическим и духовным здоровьем, что также немаловажно, так как всем известен фактор влияния психологического состояния больного на его оздоровление или на прогрессию болезни.

Культура, как и наука, тесно взаимосвязана с религией, которая в свою очередь, есть источник медицины. Психически здоровая личность не имеет проблем во взаимодействии с социумом, не абстрагирована от религиозного мировосприятия. Религия формирует верную сущностную мотивацию деятельности врача вкупе со священником.

-3