Найти в Дзене
Почему в Истории?

Сколько бойцов спасли наши летчики в годы Советско-Афганской войны?

Оглавление

В годы Перестройки А.И. Солженицин, с высокой трибуны утверждал, что советские летчики специально уничтожали наших солдат, оказавшихся под угрозой пленения. Но так ли было на самом деле? Как действовали наши летчики, если видели наших воинов в опасной ситуации? Давайте разбираться.

Воинское братство в Афганистане
Воинское братство в Афганистане

Когда в СССР начали спасать людей при помощи авиации?

Первый опыт применения самолетов для выполнения поисково-спасательных работ (далее – ПСР) был проведен в 1934 г. в ходе спасания экипажа и пассажиров ледокола «Челюскин», а затем его по собственной инициативе развили боевые летчики. Вот характерный пример: в июне 1939 г., в ходе боев в районе реки Халхин-Гол был сбит самолет командира полка Забулаева В.Н. Ему на помощь пришел Герой Советского Союза Грицевец С.И. Он выполнил посадку рядом с приземлившимся на парашюте летчиком и взял его на борт своего истребителя.

За годы Великой Отечественной войны по данным Института авиационной и космической медицины было спасено 16 000 человек летного состава. И все же работа по поиску и спасанию летных экипажей в ходе боевых действии представляла собой разрозненные инициативные действия групп различного состава, не имеющие строгого содержания и последовательности выполнения.

Знаменитый летчик Маресьев
Знаменитый летчик Маресьев

Сколько летательных аппаратов потерял СССР во время спасения людей в Афганистане?

За период боевых действий в Демократической Республике Афганистан (ДРА) с 1980 по 1985 гг. силами и средствами авиации было проведено 332 ПСР, в ходе которых спасено и эвакуировано около 1 000 человек, потеряно 419 летательных аппарата, из них: самолетов – 91; вертолетов – 328 (т.е. соотношение спасенных военнослужащих и потерянных самолетов и вертолетов было 1/0,41). Средний налет на одну боевую потерю за эти годы составил 2 317 часов, количество боевых вылетов на одну потерю 2 394. Боевые потери без огневого воздействия противника составили около 20%. Остальные 80% потерь 40-й армии понесены от огня ДШК (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный (пулемет), ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) и стрелкового оружия.

Душманы на огневой точке
Душманы на огневой точке

Как во время боевых действий летчики спасали наших бойцов?

В Афганистане основную роль при проведении поисково-спасательных работ выполняли экипажи вертолетов Ми-8. При выполнении этой сложной и гуманной задачи летный состав, зачастую под огнем противника, проявлял исключительное мужество и мастерство. Вертолеты, привлекаемые к поисково-спасательным работам, имели на борту поисково-спасательную группу, группу огневого прикрытия и необходимое спасательное имущество. Для экстренного спуска спасателей с борта вертолета (при невозможности посадки) применялось спускаемое устройство, позволяющее произвести спуск с высоты до 50 метров. При подлете вертолета к предполагаемому месту приземления летчика последний давал дополнительные световые или дымовые сигналы, или обозначал свое место выстрелами ракет.

В зависимости от обстановки на месте бедствия пилот вертолета определял способ подъема пострадавшего летчика на борт. Если поблизости не было солдат противника и местного населения или же, если тяжело раненный летчик не мог встать, вертолет производил посадку. В случае, когда безопасность посадки не обеспечивалась, посадка не производилась, а с его борта с помощью спуско-подъемного устройства на землю спускались специалисты поисково-спасательной службы. Оказав первую помощь летчику, они поднимали его на вертолет, а потом поднимались сами. Этот способ подъема летчика на борт вертолета являлся основным.

-4

Поисково-спасательные вертолеты сопровождались вертолетами огневого прикрытия или штурмовиками. Летный состав поисково-спасательного вертолета был обеспечен достаточным количеством огневых средств (автоматы, гранаты), не считая штатного вооружения вертолета поисковоспасательного обеспечения.

Для обеспечения своевременного поиска, оказания помощи и эвакуации потерпевших бедствие на базовых аэродромах и вертолетных площадках организовывалось дежурство поисковых сил и средств. По два вертолета Ми-8 на аэродромах Баграм, Джелалабад, Кабул, Кандагар, Кундуз, Файзабад, Шинданд в готовности №2 постоянно и на аэродромах Газни и Гардез – по дополнительной команде, один самолет Ан-26 (самолет-ретранслятор) на аэродроме Кабул в готовности №2. Наземная поисково-спасательная команда (далее – НПСК) на всех аэродромах. Подвижные силы и средства от сухопутных войск 40-й армии, группа прикрытия и обеспечения поисковых вертолетов (два Ми-24 и пара самолетов фронтовой авиации).

-5

Для проведения ПСР силам НПСК выделялись дежурные подразделения сухопутных войск на бронетранспортерах из мест постоянной дислокации. Дежурные поисковые вертолеты Ми-8 имели соответствующее аварийно-спасательное имущество и вооружение, а обеспечивающие вертолеты Ми-24 – только вооружение. Управление ПСР осуществлялось командующим и штабом ВВС армии с командного пункта (КП) ВВС 40-й армии через КП авиачастей, а также через группы боевого управления (ГБУ) с использованием самолета-ретранслятора. Сбор и анализ информации об экипажах, терпящих бедствие, подготовку решений на поиск осуществляла оперативная группа поисково-спасательных сил на КП ВВС 40-й армии.

С целью тесного взаимодействия авиации с сухопутными войсками в каждый мотострелковый полк, участвующий в операции, назначалась ГБУ. В батальоны (роты), действующие на самостоятельных направлениях, выделялись авианаводчики. ГБУ и авианаводчики, наряду с выполнением функций по управлению боевыми действиями авиации, выполняли непосредственное целеуказание и наведение самолетов (вертолетов) на объекты поиска и эвакуации, а также осуществляли взаимодействие авиации с сухопутными войсками при проведении боевых действий по оказанию помощи экипажам и пассажирам (десантникам), потерпевшим бедствие.

Наши и дворец Амина
Наши и дворец Амина

Сколько людей спасли наши летчики в Афгане?

В целом, друзья мои, за период с 1977 по 1991 гг. силами и средствами поисково-спасательного обеспечения проведено 3 098 ПСР, в ходе которых спасено 6 977 человек, в том числе 4 167 человек летного состава. За период боевых действий в Афганистане выполнено 485 ПСР, при этом спасено 1 388 человек, из них 992 человека летного состава, что практически составляет численность нескольких авиационных соединений.

Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).