Найти в Дзене
Московский пенсионер.

Моя Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (часть 5 - Греческое искусство поздней классики и эллинизма).

Период 410-323 годов до н.э. вошёл в историю древне-греческого искусства как период поздней классики. Художники этой эпохи не отказались от античного идеала - прекрасного человека, но в новых условиях наделили его иными чертами, зарождался жанр портрета. В это время выделялись своим творчеством ваятели - Скопас, Пракситель, Лисипп и Леохар. Скопас был старшим из них. Достоверных работ скульптора сохранилось мало. Среди них прославленная уже в древности "Пляшущая вакханка", которая дошла до нас в уменьшенной и сильно повреждённой римской копии. Вакханка несётся в экстатическом танце, терзая жертвенное животное у себя на плечах. здесь главной темой стала вышедшая из повиновения безудержная страсть.

Скопас. "Пляшущая вакханка" (ок. сер. IV века до н.э.). Слепок с римской копии.
Скопас. "Пляшущая вакханка" (ок. сер. IV века до н.э.). Слепок с римской копии.

Его современник - афинянин Пракситель во многом являет ему полную противоположность. Искусство Праксителя наполнено чувственной негой и ленивым покоем. Его герои пребывают в состоянии раздумья или отдыха. скульптор первым решился изобразить обнажённое женское тело в статуе Афродиты Книдской. Этим он положил начало длинному ряду сходных изображений. В музее скульптура представлена слепком с римской копии.

Пракситель. "Афродита Книдская" (ок. сер. IV века до н.э.). Слепок с римской копии.
Пракситель. "Афродита Книдская" (ок. сер. IV века до н.э.). Слепок с римской копии.

Леохар был приверженцем классических идеалов, которым он придал внешний блеск и завершённость. Он создал портреты македонского царя Филиппа и его сына Александра (скульптуры не сохранились). Всемирную известность получила обнаруженная в конце XV века статуя Аполлона Бельведерского. Другой художник Лисипп был весьма плодовитым (утверждают, что им создано более полутора тысяч статуй, из которых лишь немногие дошли в копиях более позднего периода). Среди них атлет Апоксиомен, очищающий себя скребком от песка палестры (площадки для атлетических соревнований). Римский писатель Плиний называл эту статую главным произведением Лисиппа.

-4

Личность и деятельность Александра Македонского оказали огромное воздействие на судьбы Древнего мира. После его смерти, созданная им огромная держава распалась на ряд самостоятельных государств. Этот этап, продлившийся до образования Римской империи, принято называть эллинистическим. Важную роль в развитии искусства эллинизма сыграло Пергамское царство, где сложилась своеобразная художественная школа, отдававшая предпочтение драматическим образам. Выдающимся шедевром пергамского искусства стал рельефный фриз, украшавший алтарь Зевса. Он изображал битву между олимпийскими богами и гигантами, змееногими сыновьями богини земли Геи. Слепки в зале воспроизводят лишь наиболее яркие эпизоды битвы.

-5

Героическим пафосом пронизана статуя Ники Самофракийской, которая была воздвигнута в честь победы родосцев над сирийским царём Антиохом III. Установленная в святилище на мысе острова Самофракия, статуя изображала богиню, опускающуюся на нос боевого корабля, и была обращена к морскому простору, овеваемая влажным ветром и преодолевая его сопротивление.

Ника Самофракийская (ок. 190 года до н.э.). Слепок.
Ника Самофракийская (ок. 190 года до н.э.). Слепок.

Прославленным шедевром эллинистического искусства стала статуя Афродиты (Венеры) Милосской. На постаменте статуи, найденной в 1821 году, сохранилось имя скульптора - Александра из Антиохии на Меандре. Прекрасный обнажённый торс словно вырастает из скрывающей нижнюю часть тела драпировки. Руки Афродиты утрачены. Как предполагают, одной рукой она поддерживала ниспадающие одежды, вторая рука была поднята. Оригиналы обеих вышеуказанных статуй хранятся в парижском Лувре, который мы с женой посетили в декабре 2013 года. Об этом я писал в одной из публикаций о поездке в столицу Франции в рубрике "Заграничные путешествия".

Афродита (Венера) Милосская (ок. 120 года до н.э.). Слепок.
Афродита (Венера) Милосская (ок. 120 года до н.э.). Слепок.

В I веке до н.э. эллинистические государства были завоёваны римскими войсками. Рим из небольшого государства на Апеннинском полуострове превратился в мировую державу, культура которой ознаменовала заключительный этап существования Древнего мира.

-8
-9
-10

Продолжение следует... . Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.