Когда я некоторое время назад только начинал рассказывать о таком явлении, как чайная англофилия, то отмечал, что одним из самых ярких ее проявлений является активное использование английскости при продвижении чая. На российском рынке и на рынках, близких к России, самым ярким образцом такого подхода стал, конечно, Ahmad Tea. Успех которого породил целую волну эпигонства, интересно наложившегося на достаточно массовую моду на регистрацию типа иностранных брендов.
Сам Ahmad Tea, напомню, бренд хоть и относительно молодой и с иранскими корнями, но совершенно английский. Потому что принадлежит зарегистрированной в Великобритании компании, начавшей торговать чаем именно в Соединенном Королевстве, хоть и не в том формате, который привычен нам. А вот другие бренды, решившие поиграться по следам Ahmad Tea в России в английскость, были уже английскими только формально. И ныне здравствующий Greenfield, и Curtis & Partridge, быстро трасформировавшийся в просто Curtis, и многие другие бренды, названия которых написаны латинскими буквами и английскими словами, принадлежат или принадлежали российским компаниям или компаниям из близких к России стран. Хотя иногда под такие псевдоанглийские бренды регистрировались компании и в Великобритании.
Среди таких типа английских брендов, работающих на постсоветском пространстве, есть настоящие шедевры. Моим любимцем является Tudor Tea — названный, понятное дело, в честь английского королевского двора. На логотипе этого дивного чая красуется геральдическая лилия. Которую, конечно, никто не запрещает лепить куда попало, но которая, напомню, все-таки обычно связывается с французскими Бурбонами, а не с английскими Тюдорами. Но самое прекрасное в этом логотипе — это лукавая надпись ESTD. 1485. Формально это отсылка к году основания двора Тюдоров. Но неформально надпись считывается как год основания компании. Что вызывает у любого хоть сколько-либо сведущего в чайной истории человека небольшой разрывчик шаблончика, особенно с учетом того, что специализируется Tudor Tea на цейлонском чае…
Я, собственно, к чему все эти курьезы вспоминаю. Наткнулся на днях на сайт проекта TET — True English Tea, который является еще одной попыткой заработать на британской чайной репутации на небританских рынках. Отличительной чертой этого проекта является, скажем так, мультиэпигонство. Ну потому что они одновременно косят и под российский Richard, и под Ahmad, и под Twinings — и это только то, что я заметил при поверхностном изучении ассортимента.
Первые записи в блоге проекта относятся к январю 2022 года, последние — к апрелю 2023 года. Видимо, закос не сработал. Что, конечно, совсем не удивительно. Маркетинговая английскость может быть эффективной в исполнении крупных чайных проектов с развитой системой распространения чая. И то не всегда. А для проектов мелких, которые рассчитывают на то, что такая английскость станет их маркетинговым паровозом, игра в английский стиль — полная и совершенно беспомощная глупость.