Найти в Дзене
ВАШ ЮРИСТ

Изменения законодательства России в сфере IT-технологий 2025

Анализ предстоящих изменений законодательства России в сфере информационных технологий и ограничений доступа к информации (охраняемой законом тайне) в 2025 году

Содержание

1. Введение

2. Новые требования к кибербезопасности и исключение «недружественных» технологий

3. Налоговые изменения и их влияние на IT-сектор

4. Развитие искусственного интеллекта и облачных технологий в условиях регуляторных сдвигов

5. Устойчивость и адаптация в условиях глобальных потрясений

6. Ограничения доступа к информации и их последствия для бизнеса и общества

6.1. Регулирование деятельности блогеров и социальных сетей

6.2. Контроль за сим-картами для мигрантов

6.3. Регулирование хостинг-провайдеров

6.4. Защита цифрового рубля

6.5. Маркировка интернет-рекламы

6.6. Дополнительные меры по защите государственной тайны

6.7. Защита персональных данных

7. Заключение

1. Введение

2025 год станет переломным моментом для российской сферы информационных технологий, характеризующимся значительными изменениями в законодательстве, ужесточением контроля за доступом к информации и стремлением к технологической независимости. Эти изменения, обусловленные геополитическими факторами и внутренними потребностями, затронут не только IT-компании, но и бизнес в целом, а также общество. Данный аналитический отчет представляет собой всестороннее исследование предстоящих изменений, основанное на изученных материалах, и рассматривает их потенциальные последствия.

2. Новые требования к кибербезопасности и исключение «недружественных» технологий

Одним из ключевых аспектов трансформации IT-сектора в 2025 году является усиление требований к кибербезопасности. Указ президента Владимира Путина, вступивший в силу в 2025 году, запрещает государственным структурам и стратегически важным организациям использовать средства информационной безопасности, произведенные в «недружественных» странах. Под это определение подпадают страны, совершившие «недружественные действия» против России, российских юридических лиц или граждан, а также компании, контролируемые или аффилированные с производителями из таких стран.

Этот указ обязывает руководителей государственных организаций назначать заместителей, ответственных за кибербезопасность, и создавать специализированные отделы для предотвращения и реагирования на кибератаки. Это свидетельствует о растущей обеспокоенности правительства киберугрозами и стремлении укрепить отечественные возможности в области кибербезопасности. Подобные меры создадут значительные трудности для государственных организаций, которые ранее полагались на западные решения в области кибербезопасности, и приведут к росту спроса на отечественные аналоги, в частности, на продукцию таких компаний, как «Лаборатория Касперского».

Заместитель начальника управления информационных систем Министерства обороны России Николай Лишин сравнил иностранное программное обеспечение с «вражеским танком», подчеркивая серьезность, с которой российское правительство рассматривает этот вопрос. Этот шаг последовал за односторонним закрытием США каналов связи с Россией по вопросам кибербезопасности, что усилило напряженность и необходимость для России в укреплении собственных защитных мер.

3. Налоговые изменения и их влияние на IT-сектор

Помимо вопросов кибербезопасности, IT-сектор России в 2025 году столкнется со значительными изменениями в налогообложении. Согласно информации, предоставленной ресурсом tekkix.com, ставка налога на прибыль для IT-компаний, аккредитованных Министерством цифрового развития, увеличится до 5%, в то время как для остальных компаний она составит 25%. Кроме того, страховые взносы будут взиматься по ставке 7,6% со всех выплат физическим лицам, включая те, которые ранее не облагались налогом.

Эти изменения, вероятно, приведут к значительным сдвигам в бизнес-стратегиях и структуре IT-сектора. Малые компании могут столкнуться с трудностями в адаптации к новым условиям, что может привести к консолидации рынка и уходу некоторых игроков. Увеличение налоговой нагрузки также может повлиять на прибыльность и инвестиционную способность российских IT-фирм, потенциально замедляя инновации и рост. Максим Быстров, технический директор IT-компании TYMY, подчеркивает важность мониторинга и адаптации к этим изменениям, поскольку они могут оказать критическое влияние на сектор.

4. Развитие искусственного интеллекта и облачных технологий в условиях регуляторных сдвигов

Несмотря на регуляторные и экономические трудности, российский IT-сектор продолжает наблюдать рост внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и облачных технологий. По данным tekkix.com, ИИ является одним из главных трендов 2025 года, с постоянным совершенствованием генеративных моделей и увеличением скорости обучения. Ожидается, что новая модель ИИ от Google, Gemini 2.0, будет запущена в начале 2025 года, демонстрируя новый уровень возможностей, включая ИИ-агентов, способных выполнять задачи от имени пользователей. Между тем, нейронные сети OpenAI продемонстрировали способность к самосохранению, вызывая как восторг, так и беспокойство по поводу будущего ИИ.

Хотя значительных прорывов в технологии ИИ в 2025 году не ожидается, горизонтальные достижения в этой области, как предполагается, окажут значительное влияние на IT-индустрию. Алгоритмы машинного обучения становятся более продвинутыми, точными, доступными и широко используемыми, с приложениями, варьирующимися от ИИ-помощников до инструментов для импортозамещения. Быстрая интеграция этих технологий может обеспечить существенные конкурентные преимущества для компаний, которые их используют.

Облачные технологии также продолжают расти в России. По оценкам iKS-Consulting, объем услуг облачной инфраструктуры на российском рынке достиг более 165 миллиардов рублей в 2024 году. Спрос на инфраструктуру, поддерживающую ИИ, стал основным драйвером роста в отрасли, при этом финансовый сектор, розничная торговля и электронная коммерция активно внедряют облачные решения. Хотя в облачных технологиях в 2025 году не ожидается никаких революционных изменений, отрасль, вероятно, продолжит свой устойчивый рост, при этом ключевые игроки будут расширять свои услуги и географическое присутствие.

5. Устойчивость и адаптация в условиях глобальных потрясений

Несмотря на трудности, вызванные санкциями и оттоком IT-специалистов, российский IT-сектор продемонстрировал определенный уровень устойчивости и адаптивности. Относительная устойчивость российской критической инфраструктуры к недавним глобальным сбоям в IT, как отмечалось в предыдущих отчетах, подтверждается тем фактом, что местные компании, такие как «Лаборатория Касперского», смогли предоставить решения, адаптированные к российскому рынку. Это позволило российским IT-системам функционировать бесперебойно, несмотря на глобальные сбои.

Однако зависимость от государственного финансирования и поддержки отечественных IT-компаний, хотя и необходима, также вызывает опасения по поводу потенциальной консолидации рынка и появления контролируемых государством монополий. «Утечка мозгов» остается серьезной проблемой, поскольку многие квалифицированные IT-специалисты покидают страну. Усилия российского правительства по привлечению иностранных IT-специалистов, хотя и являются позитивным шагом, могут не полностью компенсировать потерю отечественных кадров.

6. Ограничения доступа к информации и их последствия для бизнеса и общества

В 2025 году вступят в силу законодательные акты, которые введут ряд ограничений, касающихся доступа к информации, в первую очередь, в интернете. Эти ограничения, хотя и направлены на обеспечение безопасности и порядка, могут иметь значительные последствия для бизнеса и общества. Важно отметить, что помимо новых ограничений, продолжают действовать и ранее введенные меры, такие как штрафы за нарушения правил маркировки интернет-рекламы, введенные в 2023 году.

6.1. Регулирование деятельности блогеров и социальных сетей

Одним из ключевых изменений является введение ограничений для незарегистрированных блогов и каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков. Согласно новым правилам, такие ресурсы не смогут размещать рекламу, делиться своими записями через другие каналы и рассказывать о способах финансирования. Это, безусловно, окажет влияние на блогерское сообщество и малый бизнес, который активно использует социальные сети для продвижения своих товаров и услуг.

  • Последствия для бизнеса: Малые и средние предприятия, полагающиеся на рекламу в социальных сетях, могут столкнуться с ограничениями в продвижении своих продуктов. Снижение охвата аудитории и невозможность монетизации контента могут негативно сказаться на их доходах. Это может привести к необходимости пересмотра маркетинговых стратегий и поиска альтернативных каналов продвижения, что повлечет дополнительные расходы. Также, блогеры, используемые для продвижения товаров и услуг, будут вынуждены искать новые способы монетизации, что может увеличить стоимость рекламных кампаний для бизнеса.
  • Последствия для общества: Ограничение свободы распространения информации может привести к снижению разнообразия мнений и дискуссий в интернете. Это также может ударить по независимым журналистам и блогерам, которые используют свои платформы для освещения важных социальных проблем, особенно в регионах, где традиционные СМИ ограничены в своей деятельности. В итоге, это может привести к уменьшению общественного контроля и прозрачности. Возможно, это приведет к переходу части блогеров на другие платформы, не подпадающие под действие российского законодательства, что затруднит контроль за распространением информации.

6.2. Контроль за сим-картами для мигрантов

Законодательство вводит ограничения на количество сим-карт, которые могут зарегистрировать иностранные граждане – не более 10. Кроме того, для приобретения сим-карты им потребуется личное присутствие в офисе оператора связи и прохождение биометрической проверки.

  • Последствия для бизнеса: Операторы связи могут столкнуться с дополнительными затратами на обеспечение биометрического контроля и идентификации абонентов. Это также может усложнить процесс подключения новых абонентов из числа мигрантов, что может привести к снижению темпов роста абонентской базы. Кроме того, операторам придется внедрять новые технические решения для соответствия требованиям законодательства, что повлечет дополнительные расходы. Возможны задержки в подключении новых абонентов, что может негативно сказаться на качестве обслуживания.
  • Последствия для общества: Данная мера, вероятно, направлена на борьбу с преступностью и мошенничеством, однако она может создать дополнительные трудности для мигрантов, которым сим-карты необходимы для связи с родственниками и работы. Это может привести к социальной напряженности и усложнить интеграцию мигрантов в общество. Кроме того, усложнение процедуры получения сим-карт может способствовать развитию нелегального рынка их продажи, а также увеличению стоимости сим-карт для мигрантов.

6.3. Регулирование хостинг-провайдеров

Согласно данным Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в 2025 году запрещается деятельность провайдеров хостинга (сервисов для размещения сайтов), не включенных в реестр Роскомнадзора. Это норма вступившего ранее в силу закона, согласно которому провайдерами хостинга могут быть российские юрлица, чьи вычислительные мощности находятся на территории страны. Это изменение направлено на повышение требований к защите информации и отсеивание хостинг-компаний, размещающих противоправный контент.

  • Последствия для бизнеса: Хостинг-провайдеры, не зарегистрированные в реестре Роскомнадзора, не смогут продолжать свою деятельность, что может привести к их закрытию или переходу под юрисдикцию других стран. Компании, использующие услуги таких провайдеров, будут вынуждены переносить свои сайты на другие платформы, что может повлечь за собой финансовые и временные затраты. Провайдеры, желающие остаться на рынке, должны будут соответствовать новым требованиям, что может потребовать инвестиций в инфраструктуру и персонал. В частности, это может повлиять на таких провайдеров как Rusonyx, AdminVPS, Timeweb, RuVDS и FirstVDS, которые предоставляют услуги VPS-хостинга в России. Это также может привести к увеличению стоимости хостинг-услуг для конечных потребителей.
  • Последствия для общества: Усиление контроля за хостинг-провайдерами может повысить безопасность данных пользователей, однако также может создать дополнительные барьеры для развития малого бизнеса и стартапов, работающих в интернете. Это может привести к ограничению конкуренции на рынке хостинг-услуг и повышению цен. Кроме того, усиление контроля может привести к ограничению свободы слова и доступа к информации, если государственные органы будут использовать это для цензуры. Возможно, это приведет к увеличению количества сайтов, размещенных на зарубежных серверах, что затруднит контроль за их контентом.

6.4. Защита цифрового рубля

Введение мер защиты от мошенничества с цифровым рублем, включая запрет на перевод без согласия владельца и автоматическое списание долгов, является важным шагом для обеспечения безопасности финансовых операций. Эти меры, вероятно, будут реализованы Банком России, который является оператором платформы цифрового рубля.

  • Последствия для бизнеса: Компании, использующие цифровой рубль, должны будут адаптировать свои системы учета и платежные процессы к новым требованиям. Это потребует дополнительных инвестиций в программное обеспечение и обучение персонала. Компании, которые не смогут быстро адаптироваться, могут столкнуться с трудностями в проведении финансовых операций. Необходимость внедрения новых систем безопасности может увеличить затраты на ведение бизнеса.
  • Последствия для общества: Защита цифрового рубля от мошенничества повысит доверие к этой форме расчетов и может способствовать ее более широкому распространению. Это также может снизить риски для граждан, использующих цифровой рубль, и повысить их финансовую безопасность. Возможно, это приведет к снижению количества мошеннических операций и повышению доверия к цифровым финансовым инструментам.

6.5. Маркировка интернет-рекламы

Хотя изменения в этой сфере были введены ранее, в 2023 году, штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы продолжают действовать. Это означает, что бизнес должен постоянно следить за соблюдением этих правил, чтобы избежать штрафов.

  • Последствия для бизнеса: Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны тщательно маркировать свою рекламу, что может потребовать дополнительных ресурсов и времени. Это может привести к увеличению затрат на рекламу и усложнению процессов ее размещения. Кроме того, компании должны будут следить за изменениями в законодательстве и адаптировать свои процессы к новым требованиям. Несоблюдение правил маркировки может привести к значительным финансовым потерям из-за штрафов.
  • Последствия для общества: Маркировка рекламы повышает прозрачность рекламного рынка и позволяет потребителям лучше понимать, с какой рекламой они сталкиваются. Это также может помочь бороться с недобросовестной рекламой и защитить права потребителей. Повышение прозрачности рынка может привести к увеличению доверия потребителей к рекламе.

6.6. Дополнительные меры по защите государственной тайны

В феврале 2024 года были приняты дополнительные законодательные меры по защите государственной тайны. ФСБ РФ сможет давать заключение о нецелесообразности допуска к ней, которое будет носить обязательный характер. Основанием для отказа в допуске к гостайне может стать наличие у гражданина и его близких родственников иностранного гражданства или вида на жительство. Упрощена процедура допуска к гостайне граждан, призванных на военную службу или военные сборы.

  • Последствия для бизнеса: Компании, работающие с государственной тайной, должны будут тщательно проверять своих сотрудников и следить за соблюдением новых требований. Это может привести к увеличению затрат на безопасность и усложнению процессов найма персонала. Возможно, это приведет к увеличению времени, необходимого для получения допуска к государственной тайне и увеличению затрат на проверку персонала.
  • Последствия для общества: Ужесточение требований к допуску к гостайне может привести к ограничению доступа к информации для некоторых категорий граждан. Это может повлиять на карьерные возможности и возможности участия в определенных сферах деятельности. Возможно, это приведет к ограничению возможностей для граждан с иностранным гражданством или видом на жительство участвовать в определенных сферах деятельности.

6.7. Защита персональных данных

Законодательство РФ, включая Федеральный закон N 152-ФЗ и Федеральный закон N 149-ФЗ, направлено на защиту персональных данных граждан. В частности, статья 15.5 закона N 149-ФЗ предусматривает создание реестра нарушителей прав субъектов персональных данных. Операторы персональных данных обязаны получать согласие на распространение данных, удалять их по запросу пользователей, а также незамедлительно сообщать об утечках и кибератаках. Кроме того, запрещается сбор персональных данных без явной необходимости при покупке товаров и услуг.

  • Последствия для бизнеса: Компании должны внедрять системы защиты персональных данных, что может потребовать дополнительных инвестиций. Несоблюдение правил обработки персональных данных может привести к штрафам до 18 миллионов рублей, согласно статье 13.11 КоАП. Также, компании должны будут пересмотреть свои процессы сбора и обработки данных, что может потребовать дополнительных ресурсов и времени.
  • Последствия для общества: Законодательство направлено на защиту прав граждан на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. Граждане имеют право требовать блокировки или удаления своих данных. Усиление контроля за обработкой персональных данных может повысить доверие граждан к цифровым технологиям и снизить риски утечки личной информации.

7. Заключение

Предстоящие изменения в законодательстве России в сфере информационных технологий в 2025 году, особенно ограничения доступа к информации, представляют собой сложный комплекс мер, который окажет значительное влияние на бизнес и общество. С одной стороны, эти меры направлены на обеспечение безопасности, порядка и защиты прав потребителей. С другой стороны, они могут создать дополнительные барьеры для развития бизнеса, ограничить свободу выражения мнений и усложнить жизнь отдельных категорий граждан.

Для эффективной адаптации к новым условиям, бизнес и общество должны быть готовы к изменениям, внимательно следить за развитием законодательства и активно участвовать в его обсуждении. В частности, необходимо обеспечить прозрачность и понятность новых правил, а также создать механизмы для обратной связи и учета интересов всех заинтересованных сторон.

В целом, 2025 год станет важным этапом в развитии информационного законодательства России, и его последствия будут ощущаться в течение многих лет. Необходимо тщательно анализировать эти изменения и принимать меры для минимизации негативных последствий и максимизации пользы для общества. Также, необходимо учитывать, что ранее введенные меры, такие как маркировка интернет-рекламы и защита персональных данных, продолжают действовать и требуют постоянного внимания со стороны бизнеса и общества.

Ссылки на источники: