Статья: Wonder Brabus
Автор: Георг Кахер
Фото: Колин Кёрвуд
Год оригинальной публикации в CAR Magazine: январь 1997
Только раскошелились на 24 тысячи фунтов стерлингов за E200? Что ж, если у вас имеется ещё тысяч двести, дабы упаковать его по полной программе, умельцы из Brabus превратят его в один из быстрейших в мире автомобилей для дорог общего пользования. Георг Кахер за рулём E V12 преодолевает скоростной рубеж в 320 км/ч.
«Ты ведь нe собираешься разгоняться до предела?» — по мере того как стрелка спидометра стремительно переваливала за отметку 250 км/ч, лицо фотографа Колина Кёрвуда всё больше приобретало багровые тона закатывающегося за горизонт солнца. И почти равнодушно добавил: «А то в редакции могут легко подделать фотографию».
«При обгоне грузовиков я всегда особенно внимателен, — отмечает Бодо Бушманн, основатель и владелец Brabus, который старался придать своему голосу непринуждённое звучание, но продолжал цепляться руками за отсутствующие в салоне поручни, — и это трудный участок дороги, здесь повороты плохо просматриваются... Осторожно, микроавтобус! Думаете, он нам не помешает?» В тот момент фотокамера бесстрастно зафиксировала преодоление отметки в 300 км/ч.
«Хорошо, что я проверил давление в шинах, — пробормотал сидевший сзади пиар-менеджер Дирк Лорбах, — это всегда гарантия безопасности пассажиров и автомобиля. В конце концов, эта штука стоит £224,000».
В это время перед нами открывается прямой и свободный участок автобана, и «эта штука», как бы оправдывая потраченную на неё бешеную сумму, продолжала ускоряться, упорно продвигая стрелку спидометра к заветным 335 км/ч. Кажется, что мотор готов набирать всё больше оборотов, но неожиданно движение стрелки спидометра застопорилось. Бушманн вчитывается в мои мысли: «К сожалению, из-за шин нам пришлось ограничить скорость до 330 км/ч». Виноватый тон его голоса дополняется некоторой печалью на его лице.
Компания Brabus находится в городке Боттроп, в регионе Pyp, скромном, но по-своему очаровательном уголке Германии. Бушманн и 160 его высококвалифицированных сотрудников работают с автомобилями только марки — Mercedes-Benz. И они хорошо делают своё дело, несмотря на экономический спад и всё более крепнущее неприятие общества к быстрым автомобилям. Число внутригерманских заказов постепенно уменьшается, зато растёт экспорт. «Самый большой прирост за долгое время связан с заказами из России, — говорит Бушманн, — в России даже нашёлся покупатель на Е V12».
Модель Е V12 — бесспорно, жемчужина модельного ряда Brabus. 200 тысяч фунтов доплаты к цене стандартного Mercedes E200 за 24 тысячи не только превращают его в самый дорогой автомобиль в истории компании, но и в самый трудоёмкий. Работа над постройкой одного автомобиля занимает три месяца, что ограничивает выпуск максимум пятнадцатью экземплярами в год. Большая часть заказов на 1997 год уже принята, и британский импортёр — Brabus inDividuals в Шорнклиффе (недалеко от Фолкстоуна) — недавно продал первый праворульный автомобиль. А один из двух немецких клиентов якобы захотел, чтобы его автомобиль был выкрашен в жёлтый цвет немецкого такси, но работы по этому заказу задерживает то, что инженерам Brabus пока не удаётся решить проблемы создания съёмного подсвеченного знака «такси», который выдерживал бы движение со скоростью, превышающей 300 км/ч.
Но именно внешняя сдержанность Е V12 привлекательна. Несмотря на такие приметы, как огромные трёхсоставные 18-дюймовые литые диски, овальные отверстия хромированных выхлопных труб и небольшая композитная юбка в нижней части передка, Brabus с лёгкостью скрывает свой потенциал. Никаких спойлеров, никаких раздутых колёсных арок, ни выраженных юбок на порогах. А по желанию клиента, машине могут оставить стандартную мерседесовскую эмблему, даже такую как 290 Turbodiesel.
До сих пор я трижды преодолевал рубеж скорости в 320 км/ч на дорогах общего пользования: нa Porsche 959, нa McLaren F1 и на Jaguar XJ220. 959-й порадовал удивительной устойчивостью, но разочаровал своим двигателем с двойным турбонаддувом, который работал как электромотор: всё или ничего. В F1 приходилось слишком много работать педалями и рулём, а впечатление от XJ220 было испорчено просто неудовлетворительными тормозами. В каждом из этой тройки сближение с заветной отметкой в 320 км/ч происходило небольшими очередями. Убедившись, что при 290 км/ч ничего страшного не происходит, прибавляешь до 305, дальше, взяв себя в руки, додавливаешь до 320, потом, спустя ещё некоторое время, до 330 и, поняв, что это предел, начинаешь потихоньку сбрасывать.
Эти эксперименты с 320 км/ч запечатлелись в моей памяти как первый поцелуй. Эти геройства преисполняли меня двойственным ощущением величия и одновременно глупости содеянного. По крайней мере, на уровне моего субъективного восприятия, всё это было достаточно рискованным, и позже этот риск давал о себе знать, проявляясь где-то на уровне позвоночника, в виде неожиданного отклонения от курса или неправильной дозировки усилия при торможении. И не менее приятным, чем сам процесс разгона, было осознание, что всё уже позади.
Brabus другой. Я испытывал тормоза на 225 и 260 км/ч. Интенсивность замедления — примерно как в Boeing 737 при поздней посадке на короткую полосу. Проверяя курсовую устойчивость, я пробовал перестроиться на скорости 290 км/ч и вернулся в свой ряд, когда стрелка была на отметке 305 км/ч. Ничего! Автомобиль просто идёт туда, куда его направляют, и единственное, что говорило о скорости свыше 320 км/ч, — это естественное уменьшение усилия на руле. Так же предсказуемо изменилась звуковая палитра. Боковые стёкла и люк превратились в мощные низкочастотные динамики, двигатель воспроизводит всё более резкую 12-битную мелодию, а вместо бэк-вокала — пронзительный визг шин, чей «голос» с ростом оборотов становится всё более высоким. Но в этом нет никакого напряжения. Если у меня от чего и подскакивало артериальное давление, так это от того, что ни один из других водителей на автобане до самого последнего момента не ожидал, что его сейчас уделает обычный с виду Е-класс, у которого под капотом 7,3-литра объёма, V12 и 582 «лошади».
«Когда мы начинали работу над проектом, курсовая устойчивость была довольно никудышной», - признаёт Бушманн. Эксперименты с аэродинамикой — не всегда панацея, мы не могли превратить нашу машину в Бэтмобиль. Поэтому пришлось искать решение проблемы, экспериментируя с подвеской, подбирая конструкции амортизаторов, втулок, стабилизаторов поперечной устойчивости и, конечно, шины. В конце концов мы остановились на шинах Michelin SX МХХ 3, которые и обеспечили прорыв в нужном направлении». Брабусовские специалисты по доводке шасси остались под впечатлением от характеристик SX ещё на Bugatti EB110, поэтому они связались с Michelin и разработали собственную «кубковую» конфигурацию. В итоге шины для E V12, рассчитанные на скорость до 350 км/ч, гораздо легче прототипа, имеют 4-миллиметровую глубину протектора вместо прежних восьми и выполнены на основе мягких резиновых смесей типа тех, что используются в «промежуточных» гоночных покрышках. Комплекта хватает нa 5000-8000 км пробега, в зависимости от того, как часто вы отключаете систему контроля тяги. Если вам охота пожечь резину, то каждая покрышка обойдётся вам в £487.
За основу двигателя E V12 был взят стоковый 6-литровый мотор мощностью 394 л.с. Идейным вдохновителем и руководителем его дальнейшей эволюции был главный инженер Brabus Ульрих Гоффре, который начинал свой трудовой путь ещё в Mercedes. Новый коленвал и расточка цилиндров довели рабочий объём двигателя до 7,3 л. Среди других новшеств — изменённый клапанный механизм, впускной коллектор собственной разработки, высокоэффективный радиатор, система выпуска с низким противодавлением и заново откалиброванная система управления двигателем. Мощность двигателя возросла до 582 л.с. при 6000 об/мин, а величина крутящего момента взлетела с 559 Нм при 3800 об/мин до повергающих в трепет 773 Нм при 4000 об/мин.
Всё это потребовало создания переднего подрамника, новых опор для задней оси и карданного вала новой конструкции, увеличения диаметра приводных валов и серьёзной доработки пятиступенчатой автоматической коробки передач. Что касается шасси, то E V12 получила более мощные стабилизаторы поперечной устойчивости, продольные рычаги, кронштейны и ступицы колёс, наряду со сделанными на заказ сайлент-блоками и «нацеленной на комфорт спортивной подвеской» — звучит это довольно странно, но работает на удивление здорово. Ну, и наконец, в Brabus серьёзно усовершенствовали тормозную систему.
Для максимального ускорения переключатель режимов работы трансмиссии должен находиться в положении S (Sport). Однако при обычной езде лучше выбрать режим W (Winter), в котором коробка пропускает первую передачу при старте, и вы трогаетесь со второй. Говорю это потому, что в обычном и спортивном режимах переключение с первой передачи на вторую при полном газе вызывает толчок, который впору измерять по шкале Рихтера, а чтобы успешно преобразовать колоссальную мощность мотора в поступательное движение автомобиля, понадобится сухая дорога и огромная сила сцепления колес с её поверхностью. В нормальных погодных условиях время разгона 1848-килограммового Е V12 до 100 км/ч составляет 4,9 с. Теоретически можно было достичь и лучших показателей, но при данной развесовке (56/44) нагрузка на ведущую ось этого не позволяет.
Стандартная система контроля тяги (ESP) гарантирует оптимальное сцепление с дорогой и постоянно обеспечивает равновесие. Стоит отключить её — и готовьтесь к клубам сизого дыма из-под колёс, а также к тому, что зад автомобиля будет всё время норовить обогнать переднюю часть. Широкие шины в сочетании с дифференциалом повышенного трения — штука очень непростая. Теоретически с такой избыточной поворачиваемостью ничего не стоит проходить все повороты силовым скольжением, но на деле же, неожиданные моменты, когда шины на мгновения восстанавливают сцепление с дорогой, могут вывести автомобиль из состояния равновесия с самыми критическими последствиями. Так что лучше держать систему ESP постоянно включенной, пока вы не начнёте полностью контролировать пробуксовку на любой скорости.
Есть немало автомобилей, которые разменивают первую «сотню» менее чем за пять секунд, но я не могу припомнить ни одной четырёхместной машины, которая разгонялась бы от 100 км/ч до 200 км/ч всего за 11 с. Да и после достижения отметки в 200 км/ч Brabus продолжает с удвоенной силой набирать скорость. На 250 км/ч можно будет уехать от BMW 750i, как от стоячего, и эта мысль заставит вас улыбнуться.
Как и Porsche 911 Turbo, Е V12 сбрасывает скорость так же охотно, как и набирает. Хотя наш тестовый экземпляр не был оборудован ещё более мощными тормозами с углепластиковыми дисками (дорогая опция за £8200), тормозил он так же нереально быстро, как в какой-нибудь игре от Nintendo. В момент нажатия на педаль, казалось, что машина пытается всеми четырьмя колёсами сорвать асфальт, чтобы в одно мгновение сбросить около 160 км/ч. И при этом не наблюдалось никаких запаздываний реакции, никакой валкости, никакой склонности к вилянию.
Уникальная разгонная и тормозная динамика делают Brabus на редкость занятным автомобилем. Мотор на любых оборотах работает абсолютно спокойно, и может сколько угодно «прохлаждаться» на скорости 90 км/ч, подвеска отлично настроена, трансмиссия очень отзывчива, передачи переключаются как по маслу, причем даже на 250 км/ч можно «топнуть» — сработает кикдаун и машина начнет ощутимо интенсивно разгоняться. Правда, при езде на малых скоростях машина ведёт себя жестковато, но общий баланс вполне приемлем - некоторая податливость окупается управляемостью и отсутствием кренов.
По словам Бушманна, «при нормальной езде» E V12 расходует 12,3 л бензина на 100 км пути. Однако при скоростной езде цифры совершенно другие: 28,3 л/100 км. Последнее, впрочем, вряд ли станет большой проблемой для владельца Brabus. Первоначальные затраты куда ощутимее: цена Brabus E V12 равна трём седанам Mercedes E50 AMG. «Зато мы не берём доплаты, если вы закажете универсал» — усмехается Бушманн.
«Деньги — не единственное ограничение, с которым следует считаться будущему владельцу Е V12, — добавляет Бушманн, — потенциальный покупатель должен обладать чувством ответственности и способностью к самоограничению». Дабы подчеркнуть это, в инструкцию по эксплуатации своего детища он записал такие полезные советы, как: «Никогда не доверяйте Brabus Е V12 водителям без достаточного опыта» и «Пожалуйста, будьте внимательны за рулём». Аминь.
Мы в соцсетях:
YouTube: www.youtube.com/@autoculture_media
VK: vk.com/autoculture_media (эксклюзивные видео, фильмы и интересные статьи)
Telegram: t.me/autoculture_media (ненапряжный красивый контент + лайв)
Нельзяграм: autoculture.media
Дзен: dzen.ru/autoculture_media
Также вы можете поддержать проект по QR-коду: