О том какие замечательные танки были в Красной Армии все, родившиеся в СССР, знали с глубокого детства. Потом мы ещё узнали, что их в нашей армии было больше, чем во всём мире вместе взятом. И до сих пор наша танковая промышленность в период Интербеллума и в ходе Второй Мировой войны составляет предмет гордости. Причём, вполне справедливо. Хоть наши танки имели гораздо больше недостатков, чем думали раньше, а некоторые их достоинства сильно преувеличены, а то и вымышлены, особо много ложек дёгтя в советское танкостроение добавить при всём желании не получится.
Но, на некоторые момент стоит обратить внимание. Причём, не про сами танки, а про нашу лучшую в мире оборонную промышленность, созданную гением товарища Сталина. Поскольку, в том, что наши конструкторы, даже после потери в революцию 1917 года и Гражданскую войну огромной части интеллектуального потенциала страны, способны создать что-то замечательное, я вот никогда не сомневался. Не оскудеет талантами земля русская, чтобы с ней кто не делал. Даже большевики не смогли.
Тем более, что в случае, когда талантов своих не хватало, всегда можно было поискать у соседей, чем в СССР занимались весьма активно, закупая самое разнообразное вооружение в разных странах. Список оружия и военной техники, которое некоторые люди ошибочно до сих пор считают созданным в СССР весьма велик. И в том, что касается танков, из 33 202 машин, изготовленных до начала Великой Отечественной войны 22 307 танков — это лицензионные образцы (я посчитал только Т-26, Т-27 и БТ).
Так вот, создать (или купить лицензию с технологией) очень даже хороший танк или другую боевую машины — это ещё полдела. А в нашей стране, как оказалось, и того меньше.
Как я писал в предыдущей статье на темы предвоенного выпуска танков, с 1929 года и до начала Великой Отечественной войны было выпущено 28 180 танков по заказу НКО. При этом заказано было 40 438 танков. То есть с заказом промышленность не справилась более чем на 25%. А заказ НКО он же не с потолка берётся, это не просто хотелки военных, учитываются ведь в первую очередь возможности заводов. Когда строят завод (а тем более, когда его строят иностранцы, как было у нас), то его рассчитывают на определённую производительность по выпуску продукции. Увы, но на фоне всех рассказов про массовой стахановское движение и про пятилетку в четыре года, промышленность не справлялась с выпуском всех образцов вооружения и боеприпасов (о чём я тоже писал). А как не трудно догадаться, выпуск вооружения в Советском Союзе уж точно был не на втором месте по важности. Нетрудно догадаться, что с колбасой дело обстояло ещё хуже.
Но об этом я уже писал, а сейчас хочу обратить внимание на ещё одну ложку дёгтя. Всё громадьё советских планов по выпуску хотя бы 40 тысяч танков, касалось лишь танков линейных. Плюс командирских машин, которые у нас, в отличие от армий других стран создавались предельно просто — вместо части боекомплекта устанавливали рацию. То есть радийные танки практически не отличались конструктивно от линейных машин. Единственными специализированными боевыми машинами на базе танков, которые выпускались массово, были огнемётные танки. Они действительно конструктивно отличались от линейных машин — и огнемёт устанавливали, и бак с огнесмесью.
Однако советское военное руководство вполне резонно хотело получить ещё очень много различных образцов боевых и вспомогательных машин на базе танков и бронеавтомобилей. Причём это была не фантазия, вроде 305-мм динамо-реактивных пушек на эсминце, а вполне реальная потребность армии.
Например, самые близкие к обычным линейным — артиллерийские танки. Это танки Т-26 и БТ с 76-мм короткой пушкой в башне вместо 45-мм орудия. Понятно, что снаряды 45-мм пушки имеют весьма слабое фугасное воздействие. И для борьбы с огневыми точками, например, нужно орудие помощнее. Такие танки были созданы, но из них только БТ-7А произвели в количестве 134 единиц, танков Т-26-4 изготовили лишь 5 штук (планировали сразу 50), а БТ-5А так и остался в единственном экземпляре.
Вместо артиллерийских танков можно было выпускать более простые по конструкции штурмовые орудия. И такие были созданы на базе Т-26 — это АТ-1 и СУ-1, но в производство не пошли.
Раз уж заговорили про самоходные установки, то напомним, что танки и подвижные войска в целом нуждаются в самоходной артиллерии, которая бы сопровождала их на поле боя. В СССР это отлично понимали и было запланировано создание сразу несколько «триплексов» самоходной артиллерии.
На базе танка Т-26 был разработан малый или дивизионный триплекс: СУ-5-1 — с 76-мм пушкой, СУ-5-2 — со 122-мм гаубицей, и СУ-5-3 — со 152-мм мортирой. В тот период дивизионная артиллерия должна была состоять их этих трёх орудий, но выпуск 152-мм мортир так и не смогли наладить. А из всего триплекса была только СУ-5-2 выпущена в количестве 31 штуки, остальные были в единственном экземпляре. Самоходка, конечно была не ахти, база танка Т-26 была слишком лёгкой для такой установки, но другой не было.
Разрабатывался в начале 30-х и тяжёлый или корпусной триплекс с 107-мм пушкой, 152-мм гаубицей и 203-мм мортирой. Шасси должно было быть на базе танка Т-24, но его собирались удлинить. Но ничего из этого не вышло.
Тогда же шли работы по триплексу Тяжёлой Артиллерии Особого Назначения (ТАОН) — 152-мм пушка, 203 мм гаубица и 305 мм мортира. Шасси сделали на базе танков Т-35 и Т-28. Самоходную установку обозначили как СУ-14-1 (203-мм гаубица) и СУ-14-2 (152-мм пушка). Мортиру не смогли создать, впрочем, и остальные самоходки остались в единственном экземпляре.
Давайте вернёмся к машинам на базе Т-26. Их создали более всего, хотя сам танк для большинства моделей менее всего подходил — требовалась машина побольше, а маневренного танка (вроде Т-24) на вооружении РККА так и не оказалось.
На шасси танка Т-26, кроме упомянутых уже машин проектировали ещё много чего.
Некоторые машины выпускали небольшой серией даже. Это комплекс телетанков ТТ-26 и ТУ-26 (162 машины), сапёрный танк (мостоукладчик) СТ-26 — 71 машина, артиллерийский тягач Т-26Т — 167 тягачей с брезентовым верхом и 10 с бронированным.
Так и остались в единственных экземплярах: танк-наблюдательный пункт ТН-26 и бронированный самоходный наблюдательный пункт БСНП, танк-фоторазведчик Т-26ФТ, миномётный химический танк МХТ-1, химический танк СТ, бронетранспортёры ТР-1, ТР-4 и ТР-4-1, подвозчик боеприпасов ТР-26, танки-цистерны ТЦ-26 и ТР-26Ц. Кроме того испытывались различные минные тралы, растаскиватели проволочных заграждений, оборудование для подводного хода и пр.
Уже после начала войны начали изготовление самоходной установки с 76-мм полковой пушкой Т-26-6 и зенитной самоходной установки Т-26-5 с 37-мм пушкой. Первую построили в количестве 18 машин, хотя ещё до начала войны в июне 1941 года планировался заказ 1200 установок. Зенитных самоходок планировали изготовить 140, но в результате их было всего две.
Конечно, не все машины на базе Т-26 были так уж нужны для армии, да и не все имели удачную конструкцию. Но на этом примере видно, как много всего планировалось.
При том, что Т-26 не единственный танк, хотя машин на его базе было более всего спроектировано. Но и на базе танков БТ, кроме огнемётных версий планировали создание специального командирского танка, бронетранспортёра, телетанков, машины ПВО, санитарной машины, штурмового орудия по типу АТ-1 и самоходных установок по типу СУ-5, противотанковых установок с 57-мм пушкой, а также мостоукладчиков. Ничего их этого так и не начало производиться.
На базе других танков разработок было меньше, но и на базе Т-28 создан мостоукладчик ИТ-28, который остался в единственном экземпляре.
Как видите, получается огромный список различных бронированных машин, которые в Красной Армии были бы явно нелишними. Во всяком случае большинство из них имелись и в армиях наших противников, и союзников, хотя может и были конструктивно решены иначе, например, на другой базе.
У нас же всего этого не было. Почему? Ну ответ очевиден, и он в самом начале. Если уж промышленность не способна была выполнить план по линейным машинам, нагружать её ещё какими-то, пусть не очень существенно отличающимися от базового, образцами — это риск вообще всё разрушить. Вот и производили, не то, что требовалось, а то, что могли.
Очень полезно сравнить нашу бронетанковую технику с тем, что имелось в других странах — США, Великобритании, Германии, Италии. Понятно, что основные образцы известны, но надо же и то посчитать, о чём забывают обычно.
Но этим займусь в следующей статье, пока же рекомендую вам прочитать:
Какого оружия больше всего не хватало Красной Армии в войне против Гитлера