В одном обсуждении фэнтези вообще и западной в частности, вспомнился сеттинг Dragonlance («Драконье копьё», в «Северо-Западном» издании 1990-х годов «Сага о Копье»). Образцово-показательный фэнтезийный мир, без особых претензий на серьёзность, в отличие, например, от «Чёрного отряда» Глена Кука. И что сразу бросается в глаза любому читателю тех книг, так это наличие в нём изначально и неисправимо «злых» рас, таких как дракониды, «цветные» драконы (в отличие от «хороших» «металлических» драконов), гоблины…
В книгах и сборниках игровых правил по данному миру переход гоблина или драконида в стан «светлых» не просто не предусмотрен, он принципиально невозможен в рамках данной вселенной. Ибо мир так устроен. Совершенно неудивительно, что Король-жрец в мюзикле «Последнее испытание» (в котором действие разворачивается именно в этой фэнтезийной вселенной) намеревался полностью уничтожить «нечистые расы», ведь они действительно не поддаются исправлению. И любой представитель этих рас людям будет только вредить, натура у него такая. Ну и зачем тогда их оставлять в живых?
Что характерно, создатели данного мира наличие в нём изначально и неисправимо «злых рас» не сами придумали, а взяли из классики. Что орки у Толкиена, что «змеелюди» у Говарда, на сторону добра не переходили в принципе. Зато люди, гномы и даже отдельно взятые эльфы у Толкиена запросто могли перейти к тёмным. Вся классическая западная фэнтези твёрдо соблюдала данный принцип — представитель злой расы хорошим быть не может по определению.
Исключением стал Дриззт До’Урден, представитель злых дроу (тёмных эльфов) у Роберта Сальваторе. Но это уже конец 1980-х (первая книга цикла об этом герое, «Магический кристалл», вышла в 1988-м), разгул постмодерна с шатанием всех устоев и шаблонов. Сапковский начинал примерно тогда же и что характерно, в его фэнтези заведомо плохих рас нет в принципе. Даже злобный дракон и ужасный вампир в саге о ведьмаке Геральте оказываются не такими уж плохими ребятами.
Ещё один характерный шаблон, связанный с расовыми проблемами, есть и у Сапковского тоже. В лагере «хороших» (таковыми в классических сеттингах считаются «светлые» или сторона «порядка») царят разброд и шатания, а также взаимная подозрительность и межрасовая вражда. Люди не доверяют высокомерным эльфам и алчным гномам, гномы презирают эльфов и так далее. Зато у Чёрного Властелина с этим полный порядок. Чернокожие харадримы и степняки-вастаки в мире Толкиена отлично уживаются с падшими нуменорцами, воюют вместе с орками и даже троллями… Во «Властелине колец» показано некоторое взаимное недопонимание между сарумановыми урукхаями и орками Мордора, но исключительно из-за небольшой разницы в кулинарных предпочтениях, а также разных линиях подчинения. То есть типичная грызня между союзниками, которая и у светлых тоже есть.
У Сапковского, в свою очередь, в северных королевствах вражда между людьми и эльфами порой переходит во взаимную резню. А вот в Нильфгаарде, напротив, люди и эльфы не только равноправны, но ещё и периодически «дружат организмами», из-за чего там полно полукровок, и даже самые знатные имперские рода имеют какое-то количество эльфийских предков. И никто полукровок изгоями не считает, в отличие от расистского Севера, который вроде как за Добро или во всяком случае против Империи Зла.
Откуда же всё это взялось в западном фэнтези? Разумеется, из нашего реального мира. Свободным странам Запада противостояли в то время коммунисты, провозглашавшие полный интернационализм и отсутствие расовых различий. В то время как в США 1930-х, когда писал Говард (у которого, кстати, своих расовых предрассудков не наблюдается, чернокожие персонажи и азиаты в его текстах бывают вполне положительными), и Великобритании расовые предрассудки, что называется, цвели и пахли. Сам Толкиен собрал в образе орков всё плохое, что только мог представить и у него они «желтокожие и косоглазые», то есть типовая «жёлтая угроза» газетных карикатур первой половины XX века.
Классики жанра переносили в воображаемые миры свои представления, взятые из мира реального, каким он представлялся обществу их стран в то время. Стоит напомнить, что это была эпоха распада колониальных империй. Причём как Советский Союз, так и КНР в этом процессе активно участвовали, разумеется, на стороне борющихся за свою свободу народов. И народы эти, как правило, были не «белой расы». А для обычного американского солдата во Вьетнаме все азиаты были на одно лицо, и это было лицо врага, даже если кто-то из тех мерзких рож вроде как считался союзником (то бишь из армии Южного Вьетнама). По-человечески это отношение вполне понятно, поди их там различи, да и союзничками «южные» были ещё теми. В итоге и воображаемые миры оказались населены проекцией данного архетипа — есть злые «они», которые собирают к себе всех, не взирая на цвет кожи и прочие внешние и внутренние различия, и есть добрые «мы», не слишком доверяющие друг другу из-за всяких предрассудков.