С данной проблемой сталкивается большое, если не огромное, количество родителей. Достаточно много клиентов обращается с подобным запросом, поэтому решила написать статью на данную тему.
Я сама мама троих детей, двое из них школьники, поэтому мне как никому близка эта тема. Заранее уточню, не претендую на 100% результат, или притягивать за уши какие-то статистики. Чисто делюсь своим опытом.
Думаю, многим знакома ситуация:
Мягко говоря, без особого желания ребенок просыпается утром в школу. Приходя со школы, закидывает рюкзак подальше, со словами:
«Я устал! Мне надо отдохнуть!» И с таким видом, как будто не учился в школе, а вагоны с углём разгружал. Падает на диван с телефоном в руках. Возможны «вылазки» на кухню, что-то перекусить, не отрываясь от экрана.
Вечером мама, уже срываясь на крик: «Пора сесть, за уроки!», к ней может присоединиться и папа, но не всегда, частенько ему бывает не до этого. Ребенок, закатывая глаза:
«Да надоела мне, эта школа, устал от нее! Надо вам, учитесь сами!».
Нередко со слезами или истериками, спустя определенный период времени, всё - таки движется кое-как, в направлении уроков.
Успеваемость в школе минимальная, постоянно на собраниях упоминают фамилию ребенка…
«Не старается, невнимателен, рассеян, не усидчив, …» и т. д.
А если еще ходит на секцию. То прекрасная отговорка, что устает еще и там.
Знакомо?
Вот другой пример:
Утро. Подъем по первому: «Пора вставать!»
С прекрасным настроением уходит в школу. По приходу.
«В школе всё норм, сегодня проходили… Я сейчас уроки сделаю, а потом покушаю».
На возражение мамы: «Может ты отдохнешь хоть полчасика?»
«Нет, мам, у меня в 15:00 бокс (в другой день 18:30 дзюдо), я лучше сейчас сделаю уроки, чтоб потом спокойно не переживать и поиграть свои 3 часа в телефоне».
Уточнение: тренировки у ребенка 6 дней в неделю, два вида спорта. Из увлечений конструктор "Лего". Успеваемость хорошая (4-5). От ребенка родители не требуют «5». Ограничения в телефоне 3 часа в день, + возможны поощрения в виде добавки времени к основному.
Думаете, так не может быть? Второй пример личный.
Рекомендации для первого примера:
- Исключить физиологические проблемы.
Обратиться к неврологу, эндокринологу минимум. Сдать стандартный список на базовые гормоны, микроэлементы. Проверить щитовидную железу.
Банальная нехватка витамина Д или микроэлементов, может снижать работоспособность, вызывать апатию, усталость и раздражение.
НЕ НАЗНАЧАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕТЯМ ВИТАМИНЫ, ТОЛЬКО ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТА!!!
Избыток витаминов также вреден и опасен!
- Общаться с ребенком как со взрослым.
Проводите систематические беседы на темы: «будущего», «важности обучения», «наступит время очень скоро, когда ты сам станешь родителем. Чему научишь своих детей?», «кем хочешь стать? (для этого нужно учиться)».
- Подробно объяснить ребенку, что учится он только для себя!
Это правда очень важно, потому как часто детям это не поясняют.
И на вопрос: «Для кого ты учишься?» отвечают: «Для мамы (папы, бабушки, и т. д.)», «Потому что, меня заставляют».
- Ограничить время пребывания в телефоне/планшете/компьютере.
Пока мы родители, ребенок живет под нашей крышей и опекой, у вас есть права на введения и изменения правил в вашем доме.
Рекомендую делать это мягче (с некоторыми детками конечно, парой приходится общаться директивно, но в основном дети понимают, когда им подробно и спокойно объяснят родители, что только из любви к тебе, я тебя ограничиваю в гаджетах).
Важное условие, ребенок получает доступ к телефону, ПОСЛЕ того, как сделал все уроки! НЕ РАНЕЕ!!!
- Мотивировать и поощрять стремление учится.
Сейчас столько возможностей узнавать информацию, о которых можно было только мечтать в наше время.
- Опыты (на маркетплейсах) заинтересовать: «А почитай, как и за счет чего работает? Расскажешь, мне очень интересно».
- Онлайн курсы по любому направлению.
- Секции по направлению развития.
- Кружки, робототехники, «Точка роста» замечательный проект.
- Открытые уроки в интернете, и много другого интересного.
Ребенка главное «растормошить», основная задача родителя - привить любовь к учебе.
А крики и скандалы, работают в противоположном направлении.
- Подхватывать и поддерживать в начинаниях ребенка.
Допустим, нравится петь. Заключаете контракт с ребенком, берется за учебу и выбирается из «2» к концу четверти, а вы его на концерт отводите любимого исполнителя или ему месяц вокала оплачиваете (утрирую, договор ваш, условия ваши).
- Ваше внимание и вовлеченность, должна быть искренней.
Дети лучше взрослых «считывают» неискренность и двойные посылы.
- Лучший пример – это свой собственный!
Если родители сами постоянно учатся чему-то новому, ребенок на себя обязательно будет «примерять» этот сценарий. Но этот принцип работает со всеми жизненными ситуациями, будьте осторожны!
- Если чувствуете, что сами не справляетесь.
Не стесняйтесь обращаться к специалисту, за психологической помощью, поддержкой.
Дети и время – это самое ценное, что есть в нашей жизни! Не тратьте время в пустую, уделяйте его детям!
Автор: Коротицкая Ирина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru