Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Ребенок не хочет учиться!

С данной проблемой сталкивается большое, если не огромное, количество родителей. Достаточно много клиентов обращается с подобным запросом, поэтому решила написать статью на данную тему.

Я сама мама троих детей, двое из них школьники, поэтому мне как никому близка эта тема. Заранее уточню, не претендую на 100% результат, или притягивать за уши какие-то статистики. Чисто делюсь своим опытом.

Думаю, многим знакома ситуация:

Мягко говоря, без особого желания ребенок просыпается утром в школу. Приходя со школы, закидывает рюкзак подальше, со словами:

«Я устал! Мне надо отдохнуть!» И с таким видом, как будто не учился в школе, а вагоны с углём разгружал. Падает на диван с телефоном в руках. Возможны «вылазки» на кухню, что-то перекусить, не отрываясь от экрана.

Вечером мама, уже срываясь на крик: «Пора сесть, за уроки!», к ней может присоединиться и папа, но не всегда, частенько ему бывает не до этого. Ребенок, закатывая глаза:

«Да надоела мне, эта школа, устал от нее! Надо вам, учитесь сами!».

Нередко со слезами или истериками, спустя определенный период времени, всё - таки движется кое-как, в направлении уроков.

Успеваемость в школе минимальная, постоянно на собраниях упоминают фамилию ребенка…

«Не старается, невнимателен, рассеян, не усидчив, …» и т. д.

А если еще ходит на секцию. То прекрасная отговорка, что устает еще и там.

Знакомо?

Вот другой пример:

Утро. Подъем по первому: «Пора вставать!»

С прекрасным настроением уходит в школу. По приходу.

«В школе всё норм, сегодня проходили… Я сейчас уроки сделаю, а потом покушаю».

На возражение мамы: «Может ты отдохнешь хоть полчасика?»

«Нет, мам, у меня в 15:00 бокс (в другой день 18:30 дзюдо), я лучше сейчас сделаю уроки, чтоб потом спокойно не переживать и поиграть свои 3 часа в телефоне».

Уточнение: тренировки у ребенка 6 дней в неделю, два вида спорта. Из увлечений конструктор "Лего". Успеваемость хорошая (4-5). От ребенка родители не требуют «5». Ограничения в телефоне 3 часа в день, + возможны поощрения в виде добавки времени к основному.

Думаете, так не может быть? Второй пример личный.

Рекомендации для первого примера:

  1. Исключить физиологические проблемы.

Обратиться к неврологу, эндокринологу минимум. Сдать стандартный список на базовые гормоны, микроэлементы. Проверить щитовидную железу.

Банальная нехватка витамина Д или микроэлементов, может снижать работоспособность, вызывать апатию, усталость и раздражение.

НЕ НАЗНАЧАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕТЯМ ВИТАМИНЫ, ТОЛЬКО ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТА!!!

Избыток витаминов также вреден и опасен!

  • Общаться с ребенком как со взрослым.

Проводите систематические беседы на темы: «будущего», «важности обучения», «наступит время очень скоро, когда ты сам станешь родителем. Чему научишь своих детей?», «кем хочешь стать? (для этого нужно учиться)».

  • Подробно объяснить ребенку, что учится он только для себя!

Это правда очень важно, потому как часто детям это не поясняют.

И на вопрос: «Для кого ты учишься?» отвечают: «Для мамы (папы, бабушки, и т. д.)», «Потому что, меня заставляют».

  • Ограничить время пребывания в телефоне/планшете/компьютере.

Пока мы родители, ребенок живет под нашей крышей и опекой, у вас есть права на введения и изменения правил в вашем доме.

Рекомендую делать это мягче (с некоторыми детками конечно, парой приходится общаться директивно, но в основном дети понимают, когда им подробно и спокойно объяснят родители, что только из любви к тебе, я тебя ограничиваю в гаджетах).

Важное условие, ребенок получает доступ к телефону, ПОСЛЕ того, как сделал все уроки! НЕ РАНЕЕ!!!

  • Мотивировать и поощрять стремление учится.

Сейчас столько возможностей узнавать информацию, о которых можно было только мечтать в наше время.

- Опыты (на маркетплейсах) заинтересовать: «А почитай, как и за счет чего работает? Расскажешь, мне очень интересно».

- Онлайн курсы по любому направлению.

- Секции по направлению развития.

- Кружки, робототехники, «Точка роста» замечательный проект.

- Открытые уроки в интернете, и много другого интересного.

Ребенка главное «растормошить», основная задача родителя - привить любовь к учебе.

А крики и скандалы, работают в противоположном направлении.

  • Подхватывать и поддерживать в начинаниях ребенка.

Допустим, нравится петь. Заключаете контракт с ребенком, берется за учебу и выбирается из «2» к концу четверти, а вы его на концерт отводите любимого исполнителя или ему месяц вокала оплачиваете (утрирую, договор ваш, условия ваши).

  • Ваше внимание и вовлеченность, должна быть искренней.

Дети лучше взрослых «считывают» неискренность и двойные посылы.

  • Лучший пример – это свой собственный!

Если родители сами постоянно учатся чему-то новому, ребенок на себя обязательно будет «примерять» этот сценарий. Но этот принцип работает со всеми жизненными ситуациями, будьте осторожны!

  • Если чувствуете, что сами не справляетесь.

Не стесняйтесь обращаться к специалисту, за психологической помощью, поддержкой.

Дети и время – это самое ценное, что есть в нашей жизни! Не тратьте время в пустую, уделяйте его детям!

Автор: Коротицкая Ирина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru