А еще высказывается мнение, что, находясь в плену, он предлагал немецкому командованию создать Русскую освободительную армию (раньше Власова).
Его имя - генерал-майор Константин Ефимович Куликов, участник Первой мировой и Гражданской войн, боёв на озере Хасан и Великой Отечественной войны.
Константин Куликов родился 18 мая 1896 года в деревне Витомово Емельяновской волости Старицкого уезда Тверской губернии. Когда началась Первая мировая война, был призван по мобилизации в Русскую императорскую армию. С 1916 года командовал взводом, затем воевал начальником команды пеших разведчиков. В ноябре 1917 г. вступил в отряд Красной Гвардии Московской железной дороги. В мае 1918 года отряд особого назначения по борьбе с контрреволюцией, которым он командовал, был включен в состав РККА.
В межвоенный период К.Е. Куликов занимал различные должности. 17 февраля 1938 года ему было присвоено звание комбрига. В июле того же он был назначен командиром 39-й стрелковой дивизии и принял участие в боях с японскими войсками во время конфликта на озере Хасан.
31 декабря 1938 года К.Е. Куликов был арестован за "контрреволюционную деятельность", 8 месяцев провел в заключении, после чего дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления...
За три месяца до начала Великой Отечественной войны генерал майор К.Е. Куликов был назначен командиром 196-й стрелковой дивизии, дислоцированной в Одесском военном округе (1).
Дивизия приняла участие в приграничных сражениях, оборонительных боях на Южном Буге, Днестре и Днепре. 15 сентября 1941 г. соединение оказалось в окружении. 21 сентября генерал попал в плен у деревни Сазоновки. Он содержался в лагере военнопленных в г. Владимире-Волынском, затем - в концлагерях в Хаммельбурге и Флоссенбурге.
По официальной версии: К.Е. Куликов не пошёл на сотрудничество с гитлеровцами, поэтому содержался в исключительно тяжелых условиях и в феврале 1943 года был передан гестапо, где его пытали. А в июне 1944 г. он умер в концлагере Флоссенбург.
Генерал-полковник В.М. Шатилов (в 41-м - начальник штаба 196-й СД - авт.) писал в мемуарах:
"В бессознательном состоянии, истекающий кровью Куликов был пленен. Шофера фашисты расстреляли на месте. После войны я узнал от друзей, что Куликов находился в лагере для военнопленных на территории Франции, вел себя как подобает настоящему советскому патриоту, достойно и непреклонно. Ни истязания, ни щедрые посулы не сломили его воли" (2).
Значительно позже (после изучения немецких документов, в том числе протоколов допросов Куликова) выяснилось, что в ноябре 1941 года он, якобы, был среди тех, кто написал письмо на имя Гитлера с предложением создать военное подразделение из русских солдат и офицеров для борьбы с большевиками. Однако эту идею немцы тогда не поддержали. Русская освободительная армия под командованием генерал-лейтенанта А.А. Власова была сформирована только через год.
О причинах отказа высказываются различные мнения. Например, краевед и историк Владимир Пяткин полагает, что таким образом генерал Куликов пытался вырваться из плена, совершив массовый побег, о чем косвенно свидетельствует то, что его дело после этого передали в гестапо (3).
Находившийся в плену генерал Е.А. Егоров после войны (незадолго до расстрела по приговору Военной коллегии) дал показания, что К.Е. Куликов действительно был среди тех, кто подписал письмо немецкому командованию с просьбой разрешить сформировать из военнопленных подразделения для борьбы против Советского Союза. При этом, Е.А. Егоров также охарактеризовал этот шаг Куликова как скрытую попытку организовать массовый побег и добавил, что генерал Куликов пытался сбежать из лагеря в конце 1942 года, но его намерение было раскрыто немцами.
Судя по протоколам допросов, К.Е. Куликов не выдал врагу никаких данных. Его мнение о настроениях командного состава изложено так:
"Генерал-майор Куликов дает честные ответы на вопросы, однако складывается впечатление, что то, что он говорит, частично похоже на пропагандистскую речь, так как высказывания на политические и общие вопросы были однообразными. Он честно сказал нам, что до 1938 года был со всем согласен. Однако после того как уважаемый маршал Блюхер и многие другие незаметно исчезли, так же как и он, пробыв в изоляции в Москве 8 месяцев, тогда он увидел, «что в советской власти было что-то не так» (3).
Из гестапо генерала Куликова отправили в Флоссенбургский лагерь (поступил 23 февраля), где он работал в мастерской по ремонту обуви и колодок для заключенных. Умер 30 июня 1944 года. По одним данным, у него был туберкулез, по другим - убит в туберкулезном блоке № 13 уколом яда в связи с полным истощением...
В заключение, надо сказать, что публикация упомянутых немецких документов (у меня нет доверия к подлинности изложенной в них информации) внесла двусмысленность и неопределенность в заключительные страницы биографии советского генерала. Поэтому официальные инстанции (Главная военная прокуратура и соответствующие управления Минобороны) должны провести проверку и внести ясность в этот вопрос...
(1)Звание "генерал-майор" присвоено Куликову 5 июня 1940 года.
(2)Шатилов В.М. "А до Берлина было так далеко". М. Воениздат, 1987.
(3) Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ: https://www.tver.kp.ru/daily/26041/2956024/
(3)Протоколы опубликованы корреспондентами «КП», перевод сделан Юлией Шабалиной.