Советские политические детективы были традиционно слабее и скучнее милицейских. Исключения – редки, да и те о разведке. Причина унылости полит-детективов – их картонная сущность.
Хорошие коммунисты, плохие капиталисты, какая-нибудь «левая» или независимая публицистка (или публицист), борьба профсоюзных деятелей и всё это на прибалтийско-мерседесном фоне с непременным «Чинзано» крупным планом. И - красотки!
Бывает и какая-нибудь экзотика, вроде службы в католическом храме. Не явилась исключением и «Тайна виллы ‘Грета’» (1983) режиссёра Тамары Лисициан – мы в своё время купились на эффектное название, а попали на тягомотное повествование о банкирах да масонах.
Хотя, начало было крутое – приём нового «брата» в масонскую ложу. Сам сценарий интересен, тогда как исполнение – тоскливейшее. Если всё это пересказывать, получается даже увлекательно.
Действие происходит в некоей западноевропейской стране – угадывается Италия (Википедия гласит, что авторы сценария частично использовали дело масонской ложи Propaganda Due), но точных указаний на локацию нет, да это и не так важно.
Просто буржуазный мир. Каков сюжет? Разорение, а потом и загадочная смерть банкира Лоренца привлекает внимание журналиста криминальной хроники Плинто (Ивар Калныньш) и он начинает своё расследование.
Сначала – из профессионального интереса, а потом из иных соображений – Плинто понимает, что все эти банки, деньги, капиталы – верхушка айсберга, и миром правят совсем иные силы.
Выясняется, что Лоренц был членом ложи «Щит и шлем», а его супер-сейфе хранились вовсе не золото-бриллианты, а бумаги, связанные с деятельностью этой организации.
Параллельно с этим идут выборы и лидирует кандидат от «левых» сил Окорес (Юрий Соломин), с дочерью которого Плинто заводит роман. Эта любовная линия утяжелила, а вовсе не обогатила повествование. Без неё у фильма была бы хоть какая-нибудь динамика.
Вот! Отсутствует динамика, несмотря на головокружительные события, вроде арестов, обысков, проникновений в ту самую виллу «Грета». Да, Плинто проникает на собрание ложи и слышит, что её участники готовят государственный переворот.
Больше того, за всем этим стоят американские друзья. Дескать, масонство – это тоже прикрытие, и все нити ведут в USA. …Но как же тоскливо, неубедительно играют! Такое чувство, что волочат невидимые вериги...
Юрий Соломин вообще не подходит для роли политического лидера, он просто кричит на трибуне. Нет, не так. Соломин мог сыграть кого и что угодно – и серьёзного человека, и опереточного шалопая.
А тут …я даже не сразу его узнала. Калныньш просто ходит в пространстве. Имеется там и Александр Збруев – он играет друга Плинто – фотографа Трани. Вообще никак.
Даже сцена его избиения какая-то в духе студенческой самодеятельности. От всего фильма веет ощущением халтуры. Я всегда пишу с таких случаях: артистам было неинтересно это играть.
Zina KorZina (c)
- Много разных детективов: