Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Есть ли алкоголь в Афганистане? Какие напитки там пьют?

На территории штаб-квартиры НАТО в Кабуле было, по крайней мере, семь баров, где выпивка продавалась беспошлинно. В 2009-м году по приказу начальства летчики с аэродрома в Баграме произвели бомбардировки, в ходе которых на небо отправились сотни местных жителей. Генерал Стэнли Маккристал отправил штабистам приказ с целью незамедлительно прекратить акцию, и обнаружил, что большинство из офицеров пьяны. С тех пор он запретил продажу алкоголя на территории американских военных объектов в стране. Хотя армии союзников этому примеру не последовали.

Если начать издалека, то Афганистан когда-то считался главным в Средней Азии центром виноделия – только давно это было. На этот счет имелись собственные традиции, которые позже развили греко-бактрийцы. Лояльно относились к выпивке и в исламские времена, особенно когда здесь правили монголы и тюрки.

Бабур, потомок Тамерлана, и сам пил, и другим не мешал: даже при решающей для него битве при Панирпате 1526-го года его воины хряпнули перед тем, как сесть на коней и разгромить армию индийского раджи. Но когда в 17-м веке в стране стали править суровые горцы пуштуны, даже на умеренное употребление был наложен запрет.

Король-реформатор Захир-шах, при котором афганские девушки стали носить юбки, не осмелился разрешить продажу алкоголя. Хотя в тайне устраивал шикарные вечеринки, на которых выпивку свободно предлагали гостям. Зато производство крепких напитков наладили коммунисты: при них в Кабуле разливали вполне терпимый бренди «Нерон» с изображением римского императора. Продавали и иностранное пиво.

-2

Обычно в исламских странах изготовлением алкоголя занимаются представители немусульманских меньшинств, но в Афганистане их практически не было. Всякая культура на этот счел давно угасла. Даже для названия знаменитой кишмишовки, которую предлагали советским солдатам, стали использовать тюркское (скорее, азербайджанское) слово «шароп». Так в странах Большого Ирана именуют все алкогольные напитки в целом, а здесь стали величать виноградную водку.

Но когда талибы победили в гражданской войне, они тут же восстановили запрет. Он не действовал только на территории Северного Альянса. В крупных городах выпивка из России и стран Средней Азии продавалась свободно. Сам Ахмад Шах Масуд не пил, зато выпивал его товарищ Абдул-Рашид Дустум.

Талибы всем накрутили хвосты, поэтому подконтрольное американцам правительство о легализации зеленого змия даже не думало. Наливали только на территории иностранных военных баз и посольств, но после того самого случая воякам пить запретили. Впрочем, на объекты других участников коалиции, вроде известных алкашей англичан и поляков, этот запрет не распространялся, и все бегали за бутылкой к ним.

-3

Перед возвращением Талибана действовало правило, что каждый иностранец-немусульманин имеет право провезти с собой в страну не более двух литров для собственного потребления. Торговля алкоголем для нужд дипломатических представительств лицензировалась властями. Сейчас сложно сказать, как с этим обстоят дела, ведь «бородатые» известны исключительно строгим пониманием ислама.

Официально потребление на душу населения в Афганистане нулевое. Фактически, выпивку контрабандой доставляют через Таджикистан и, особенно, Узбекистан. Совсем нет поставок со стороны восточного и западного соседей, ведь пакистанцы и иранцы также запрещают питие на своей территории.

Но, в некоторой степени, пробел восполняют отечественные производители. Только объемы изготовленного ими крайне невелики. Виноградарство в стране сконцентрировано в окрестностях Кабула, и талибы пристально следят, чтобы продукт не пустили на вино.

Поэтому самогон из пшеницы гонят шииты-хазарейцы, одни из наиболее либеральных мусульман в Афганистане. Именно за это их тут и не любят, помимо веры. В Герате, бывшей столице Тимуридов и приграничном городе, находящемся под влиянием культуры Ирана, делают домашнее вино. Но покупать его изысканным ценителям не стоит: цены бешеные, а разбавляют неимоверно.

-4

Вообще, независимо от вида напитка, стоимость одной бутылки составляет от 150-200 долларов – это средняя месячная зарплата в Афганистане. И совсем не исключено, что продадут какое-то «паленое» пойло.