Найти в Дзене
Шпионские страсти

Бывало и такое

1943-1944 годы

Оккупированные территории СССР

В своей работе в партизанских отрядах сотрудникам НКВД приходилось сталкиваться с различными негативными явлениями, имевшими место, таких как принятие в партизанские отряды подозрительных лиц без проверки, злоупотребление своим положением, нарушение воинской дисциплины, пьянство, половая распущенность и рядом других.

Командный состав бригады «Смерть немецким оккупантам». Слева направо сидят: комиссар И. С. Воропай, первый секретарь Навлинского подпольного РК ВКП(б) А. В. Суслин, командир бригады П. А. Понуровский;
Командный состав бригады «Смерть немецким оккупантам». Слева направо сидят: комиссар И. С. Воропай, первый секретарь Навлинского подпольного РК ВКП(б) А. В. Суслин, командир бригады П. А. Понуровский;

Так командир и комиссар отряда «Смерть немецким оккупантам» Навлинского района Орловской области, издав приказ по отряду о запрете самогоноварения и борьбе с ним, для себя ничего не жалели. За зиму и весну 1942 года они истратили на самогон 1500 пудов хлеба. При этом самогон распивали сами, запрещая его пить рядовым бойцам.

Между некоторыми партизанскими командирами недопонимание и недоразумения доводило дело чуть ли не до боевых столкновений.

Так летом 1942 года руководство Хомутовского отряда, выделившегося из партизанского соединения имени Ворошилова № 1 для следования на Украину с территории Брянщины, перед выступлением в рейд, напоило самогоном бойцов—пулеметчиков Ворошиловского отряда, находившихся на посту, после чего вместе с пулеметами скрылось. Когда утром выяснилось, что его бойцы остались без пулеметов, командир Ворошиловского отряда Петровский организовал погоню за хомутовцами, намереваясь силой вернуть похищенные пулеметы.. И если боя не произошло, то только по тому, что хомутовцев догнать не удалось.

Порой командиры партизанских отрядов совершали откровенно преступные действия в отношении партизан соседних отрядов. Так, в марте 1943 года Корнаушенко, командир партизанской бригады на территории Калининской области, арестовал бойцов отряда «Неуловимые» (командир — М. С. Прудников), которые возвращались с задания. Корнаушенко заподозрил в арестованных полицейских. Объяснений арестованных слушать не стали, их слова, что они из отряда «Неуловимые» проверять также не стали, за то подвергли пыткам вплоть до того, что засовывали под ногти иголки и держали голыми на морозе. Об этом безобразии М.С. Прудников доложил начальнику 4–го Управления П. А. Судоплатову.

Командир партизанского соединения Гудзенко назначил вышедшего на отряд майора Красной Армии Кочура командиром партизанского отряда имени Ворошилова № 2. Более того, оставил Кочура на данной должности, даже после того, как поступила информация, что Кочур в лагере для военнопленных являлся полицейским—охранником. А в вещах убитого полицейского партизаны нашли письмо, где говорилось о наличии шпиона в отряде имени Ворошилова № 2.

В районе Брянских лесов произошел конфликт между командирами Сабуро и Емлютиным. В отряде Сабуро (он пришел на Брянщину с Украины)имелась рация и поддерживалась постоянная связь с НКВД УССР, в отряде Емлютина ни рации, ни связи с главным штабом партизанского движения не было. Пользуясь этим, Сабуро передавал разведсводки и другую оперативную информацию в Центр, приписывая себе также все деяния отряда Емлютина. Это всплыло и между Емлютиным и Сабуро сложились враждебнее отношения, что весьма мешало борьбе с немцами.

(Источник: Попов А.Ю.)

Небольшая справка

Лето 1942 года На 1 июля 1943 года

Немецкие – 179 Немецкие – 211

Румынские - 22 Румынские - 9

Финские - 14 Финские - 20

Венгерские – 13 Венгерские – 3

Итальянские – 10

Словацкие – 1 Словацкие – 1

Испанские – 1 Испанские – 1

Всего – 240 Всего – 245 дивизий

На 1 июля 1943 года в Германии и оккупированных ею странах (помимо Восточного фронта) находилась 91 дивизия, из них: в Норвегии — 12, Австрии — 4, Дании — 1, Голландии — 2, Польше — 6, Бельгии — 4, Югославии — 9, Франции — 29, Греции — 4, Германии — 13.

Сразу отмечу (от себя лично) - Попов Алексей Юрьевич, доктор наук и человек весьма осведомлённый, авторитетный... Но в истории партизанского движения так называемых "белых пятен" побольше, чем в любой другой истории. Тем более, что основная часть этих пятен не "белая", а как раз "разукрашенная" личной неприязнью, карьерными соображениями и многими другими негативными моментами. Многие боевые партизаны незаслуженно обижены в историографии партизанского движения (как погибший капитан Гузенко). Но были и такие, деятельность которых по разложению партизанского движения была вскрыта много позднее окончания войны.

(Источник: Попов А.Ю.)