В школе я не был любителем и тем более знатоком поэзии. В общих чертах я был в курсе, чем отличаются шестидесятники от поэтов Серебряного века, но не погружался подробно в поэзию. На тот момент мне проза казалась куда более привлекательной. Сейчас же когда я вступил в осень своей жизни, почему-то поэзия стала казаться интересной. Никакой логики в этом я не ищу, но зато мне нравится сидеть и бороздить строчки, написанные примерно столетие назад. Как ни странно многое из сказанного тогда легко и самое главное уместно читается сейчас. Чего я лично не могу сказать о прозе. Всё же язык тогда был другой. Это не плохо и не хорошо, просто так устроена литература. И вот решил я поделиться несколькими фамилиями с вами.
Допустим Есенин, Маяковский или Цветаева хорошо известны и сейчас. Ну, насколько вообще могут быть известны люди из другой эпохи. А что мы знаем о таком творце как Ходасевич? Да ничего. Он будто вычеркнут из истории нашей поэзии, хотя поэтом он точно был не последним. Я тут читал на досуге его стихи и был неприятно удивлен тем, что прежде он мне не попадался. А там ведь богатое наследие. И, наверное, тут всё можно объяснить тем, что он был эмигрантом и умер во Франции, но ведь прошло столько времени. Сейчас это не имеет никакого значения. Во всяком случае, для меня. Если же в целом смотреть на его биографию то там преимущественно одно горе, что у него, что у жены. Возможно от того и такие пронзительные стихи получались.
Или вот можно взять такого поэта как Николай Клюев. В его судьбе кто только не сплёлся. И Распутин, и Есенин, и Блок и Толстой. Что было мифом и частью его поэтического образа неизвестно. Зато точно известно, что по решению тройки он был расстрелян и где похоронен, не установлено. Вот этим поэтом, почему не занимались любители обжигающей правды? Вместо этого сочиняли какие-то небылицы о Есенине. Ну да, Есенин известнее и куда проще сочинять сказки о нём, чем разыскивать правду о Клюеве. Его подробную биографию я бы с удовольствием почитал бы. Да и кино о нём было бы уместнее снимать, чем о Колчаке.
Мне иногда кажется, будто пару раз за век открываются какие-то порталы и оттуда творцы черпают вдохновение. Во времена Серебряного века черпать удавалось многим, и поэзия рождалась просто в промышленных масштабах. К слову я вот не уверен, что за пределами России в то время где-то было такое увлечение стихами. И нет, дело не в нашем особом пути, там просто этим зачастую переболели раньше. В конце концов, Пушкин ориентировался на Шекспира и Байрона, а не наоборот. Однако вернёмся к поэтам. И тут нельзя обойти такую фигуру как Рюрик Ивнев.
Ещё один человек полностью забытый сейчас. Его будто бы и не было вовсе, хотя он был. Мне очень понравилась фраза, сказанная в его адрес. Он будто всю жизнь провёл на службе у времени, а время его забыло. Ведь в литературу он практически не вошел, хотя работал с имажинистами в 20-е годы. Работал он и с футуристами. Выступал, издавался, но в народной памяти его не существует. Хотя человек успел и прозой позаниматься и несколько сборников стихов написать. Да и прожил ведь 89 лет. Он ещё относительно недавно был тут. Его ж многие помнят, потому что Рюрик дожил до 1981 года. Казалось бы, где Серебряный век и где московская олимпиада. А вот же пересечение. Очевидец одной эпохи застал и другую.
Когда-то Иван Сергеевич Рукавишников был героем анекдотов, успел накатать целых 20 томов сочинений. Там есть всё, начиная от прозы и заканчивая стихами. Занимался переводами с украинского языка и вообще был вполне себе авторитетным человеком. Сейчас о нём не сохранилось вообще никакой памяти.
Он не эмигрант, не попал ни под какие репрессии и вообще вёл жизнь именно творческой интеллигенции. Его никто и никогда не запрещал. Но с ним случилось кое-что похуже. Это называется полное забвение. Хотя как раз на него многие ориентировались из тех, кто был моложе и составил в итоге костяк поэтов Серебряного века. Такая же история к слову и с Клюевым. И Клюев, и Рукавишников были банально старше многих своих коллег и начинали писать намного раньше. Только для вечности это оказалось несущественным аргументом.
Демьян Бедный точно не мог пожаловаться на дефицит внимания при СССР. Ещё при жизни тиражи его книг перевалили за два миллиона. Цифра даже по тем временам нереальная. Есть мнение, что в какой-то момент он был намного популярнее и Есенина и Маяковского. Только вот сейчас его вообще не существует в поэтическом дискурсе.
Хотя в данном случае объяснимо, почему так сложилось. Он слишком активно поддерживал советскую власть. С другой стороны едва ли Есенин или Маяковский поддерживали её меньше. Но наши либералы не читали же стихов у Есенина о Ленине. Они и знать не знают, насколько тот был сложен и политически активен. Так же как и Маяковский, к примеру, сочинял любовную лирику, хотя уж с ней-то он вообще не ассоциируется. В любом случае эта парочка известна до сих пор, а Демьян Бедный полностью растворился.
Если имена предыдущих поэтов мне хотя бы где-то встречались, то кто такой Александр Тиняков я не имел понятия. Здесь для меня какая-то личная история. Во-первых, у меня одноклассника зовут точно так же. Во-вторых, этот поэт мой земляк и даже учился в том же здании, что и я. Почему я прежде ничего не знал о нём, не могу понять.
Надо заметить, что биография у человека весьма трагична. Он успел и посидеть, но иронично, что белых он ненавидел точно так же как и красных. Под конец жизни стал профессиональным нищим. То есть побирался, хотя в своё время его стихи печатали и хвалили. Сами понимаете, что его имя забыто точно так же как и имена других представителей Серебряного века.
Здесь можно долго продолжать список. Ну, кто сейчас читает стихи Приблудного? А кому нужен Брюсов? Все они забыты, но вот на смену что-то никто не пришёл. На мой взгляд, тот период был наивысшей точкой развития нашей поэзии и ничего сопоставимого в дальнейшем не появилось. Были попытки у музыкантов занять эту же нишу, но, по-моему, даже там сейчас откровенная пустота. Хотя Шамана вон хотят включить в школьную программу. Ну-ну. К чему мы придём с таким подходом, даже боюсь представить.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.