9 (22) ноября 1909 года в городе Иркутске родился Михаил Леонтьевич Миль, выдающийся советский учёный и конструктор вертолётов, доктор технических наук, основатель отечественного вертолётостроения, Генеральный конструктор Московского вертолётного завода, - этому посвящена статья в свежем номере «Военно-Исторического журнала».
Каждому, кто хоть что-то слышал о вертолётах, знакома аббревиатура «Ми». По приблизительным оценкам, среди мирового парка гражданских вертолётов машины Миля составляют около 50 проц.
К началу 1940-х годов М.Л. Миль стал одним из ведущих специалистов по теории автожиров и вертолётов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт — участвовал в проектировании и испытаниях автожиров А-6, А-7, А-8 и А-14; был главным конструктором автожира-истребителя А-12 и автожира-арткорректировщика А-15.
С образованием в 1940 году завода винтовых летательных аппаратов, Михаила Леонтьевича назначили заместителем главного конструктора. Под руководством Н.И. Камова он участвовал в серийном производстве автожиров А-7-3А.
К сожалению, в статье совершенно не упомянут билимбаевский период работы Михаила Миля. Поэтому добавлю некоторых подробностей, потому что он был чрезвычайно важен если не для вертолетостроения, то для самого Миля – в личном плане - точно.
В декабре 1941 года в дифтеритном отделении поселка Билимбай умер Вадим Миль. Сын знаменитого авиаконструктора скончался от дифтерита и был похоронен на билимбаевском кладбище. В перестройку могила была забыта и заброшена.
Летом 2012 года ее поиском и восстановлением занимались первоуральские журналисты, энтузиасты, предприниматели. Могилу нашел местный предприниматель Николай Козлов. Она была заросшей, со ржавой оградой и неказистым памятником, через ржавчину с трудом читалось одно слово «Миль».
Однако уверенности в том, что это и есть та самая могила, не было. Поэтому я позвонил в Москву на вертолетный завод имени М. Л. Миля. Оказалось, что одна из дочерей авиаконструктора Надежда Миль продолжает трудиться на предприятии и заведует заводским музеем. Надежда Михайловна выслала фото могилы, сделанное в 70-х годах прошлого века. Сомнений не было — это была та самая!
Кроме того, Надежда Миль сообщила, что кроме сына авиаконструктора в могиле покоится еще и его дочь Маня, умершая в Билимбае вскоре после рождения.
В декабре 1941 года на площадке билимбаевского труболитейного завода и принадлежащего ему клуба (ныне это Свято-Троицкая церковь — памятник архитектуры) разместилось три авиационных завода и их конструкторских бюро: КБ агрегатного завода Привалова по конструированию грузовых парашютов, КБ Болховитинова по конструированию реактивных самолетов и КБ Камова-Миля по конструированию автожиров — предшественников современных вертолетов.
Сыну Михаила Леонтьевича Миля , когда семья прибыла в эвакуацию, только исполнилось пять лет. Как раз в день своего рождения в дороге он и разболелся. В Билимбае имелось специализированное дифтеритное отделение, но у мальчика было больное сердце. Промучившись полтора месяца, 19 декабря он умер. Но несчастье одно не ходит. После Нового года у жены Михаила Миля — Паны — родилась девочка. Назвали Маней. Прожила девочка совсем мало. В билимбаевском роддоме было очень холодно. Тем не менее врач дал указание малышей купать. Несколько младенцев простудились и умерли. Говорят, что врача судили. Среди умерших младенцев была и Маня. Ее похоронили рядом с Вадиком. Могилу обнесли общей оградкой.
В советские годы за захоронением ухаживала кладбищенская сторожиха. Однако женщина умерла, и про него забыли. Мы решили восстановить могилу. На помощь Николаю и мне пришел житель Первоуральска Эдуард Вольхин. Нашли спонсора, заключили договор с одной из похоронных организаций. Но главное — активно содействовал всей этой затее Эдуард Коридоров, отвечавший в то время на ПНТЗ за связи с общественными организациями.
В августе работы на могиле детей Миля были закончены. Посетить ее захотели дочери авиаконструктора: Надежда и Елена. В том же месяце они побывали в Первоуральске и в Билимбае.
Могила восстановлена по личному рисунку М.Л. Миля. Он долго собирался установить новый памятник но так и не успел.
Сам Михаил Леонтьевич пока был жив, часто вспоминал сына. И даже написал стихотворение. В нем есть такие строки:
Сына нет, далеко схоронили,
Он весенний свет унес с собой…
Более того, сам авиаконструктор сделал акварельный рисунок проекта надгробья. Именно по этому рисунку с небольшим отличием и выполнен современный памятник детям Михаила Миля в Билимбае.
КСТАТИ
Билимбаевская «базука»
Известно, что в Билимбае в годы войны КБ Болховитинова был сконструирован и построен первый советский истребитель БИ-1. О том, что здесь шла работа над автожирами, знают немногие. Первоначально здесь ремонтировали винтокрылые машины А-7, получившие повреждения в боях.
Еще меньше людей знают, что в Билимбае был сконструирован и испытан один из первых советских гранатометов. В 1942 году у Миля возникла идея создать противотанковое реактивное ружье. Был изготовлен опытный экземпляр. Первый выстрел конструктор решил произвести сам. К сожалению, тогда на ружье, которое сейчас бы называлось гранатометом, не удалось обратить внимание высоких лиц, и оно в серийное производство не пошло.
СПРАВКА
Михаил Леонтьевич Миль , советский конструктор вертолетов, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР. В 1947 году Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. В 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный 3-местный вертолет Ми-1.
В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие.
Умер Миль 31 января 1970 года в Москве. В настоящее время имя Миля носит Московский вертолетный завод.