Найти в Дзене

В России введут сбор за распространение рекламы в интернете — 3% от квартальной выручки.

Оглавление

Государственная Дума в третьем чтении приняла поправки к закону «О рекламе», которые вводят сбор за распространение рекламы в интернете.

Согласно новым правилам, распространители рекламы в интернете и операторы рекламных систем будут обязаны отчислять средства в федеральный бюджет. Сумма отчислений составит 3% от дохода за рекламные материалы, полученного в течение квартала. Отсчёт кварталов будет вестись с начала календарного года.

Сбор будет начисляться на всю рекламу в интернете, которая направлена на пользователей из России. Однако некоторые участники рынка будут освобождены от уплаты сбора.

Теперь документ должен быть одобрен Советом Федерации и подписан президентом. В России редко отклоняют законы на этой стадии, поэтому можно ожидать, что закон будет принят. Если это произойдёт, то сбор вступит в силу 1 апреля 2025 года.

Кто должен будет платить.

Сбор будет взиматься с рекламодателей, распространителей рекламы и операторов рекламных систем, которые размещают рекламные материалы в интернете для пользователей из России. Эти требования также распространяются на рекламные агентства, которые распространяют промоматериалы по поручению рекламодателя.

Если договор о распространении рекламы на территории Российской Федерации заключается с иностранной компанией или гражданином, то рекламодатель должен будет удержать часть средств, которые он планирует перевести распространителю промоматериалов, для последующей уплаты сбора.

Критерии, по которым информация будет считаться интернет-рекламой, должно определить правительство. Контроль за уплатой сбора будет осуществлять Роскомнадзор. Ведомство будет рассчитывать сумму на основе данных, которые рекламодатели и распространители передают в Единую систему учета интернет-рекламы.

Кого освободят от сбора.

Отчисления не будут взиматься при размещении рекламы на сайтах федеральных телеканалов, радио и информационных агентств. Также сбор не нужно платить, если реклама размещена на сайтах СМИ, соответствующих одному из следующих критериев:

  • В уставном капитале есть доля государства или муниципалитета.
  • В течение года получали ассигнования из федерального бюджета.
  • Являются издателем или редакцией периодического печатного издания с ежегодным тиражом от 300 тысяч до 15 миллионов экземпляров, в зависимости от периодичности выхода.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина, от уплаты сбора также освобождены маркетплейсы, так как они «занимаются продвижением, а не рекламой».

Зачем понадобился сбор.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что средства, полученные от рекламы, будут направлены на поддержку разработчиков программного обеспечения, внесённого в государственный реестр российского ПО, а также на развитие информационных ресурсов. Перечень таких ресурсов будет определён правительством.

Идея введения сбора за распространение интернет-рекламы возникла ещё в законе о бюджете на 2025–2027 годы, проект которого был внесён в Госдуму в сентябре. Тогда обсуждалось, что средства, необходимые для реализации национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», можно было бы получить за счёт введения сбора за распространение рекламы и услуг продвижения в интернете.

Нацпроект рассчитан на период с 2025 по 2030 год. Изначально предполагалось, что расходы на него составят более 1,5 триллиона рублей. Однако, по данным Forbes, сумма увеличилась до 2,3 триллиона рублей, и более половины из них необходимо найти во внебюджетных источниках.

Как бизнес оценил инициативу.

В организации «Опора России» предупредили, что введение сбора может привести к увеличению стоимости товаров и услуг на всех этапах — от цифровой платформы до конечного потребителя. В «Яндексе», который владеет сервисом для размещения рекламы «Яндекс Директ», также считают, что рекламодатели будут учитывать дополнительные расходы в стоимости товаров и услуг.

Компания выступает против введения сбора, отмечая, что это нарушит свободную конкуренцию на рекламном рынке и создаст преимущества для других платформ, таких как телевидение, радио и операторы наружной рекламы.

Юристы опасаются, что компаниям придётся платить сбор дважды. Согласно законопроекту, в рамках одного показа конкретной рекламы и рекламная площадка, и агент будут платить по 3% от полученных ими денег.

Алексей Бырдин, глава ассоциации «Интернет-видео», считает, что регулирование затронет только легальный сегмент рынка и не коснётся нелегального, включая пиратские сайты с рекламой казино и букмекеров. Анна Доскач, сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы, полагает, что бизнес будет переносить рекламу на ресурсы, не подпадающие под новые требования, чтобы оптимизировать расходы.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!