Найти в Дзене
Жорик – историк

1 декабря — убийство Сергея Кирова

В первые часы после убийства Сергея Кирова все были убеждены, что с главным ленинградским большевиком расправились враги СССР. Да еще и где — в самом центре революции, в святая святых — в Смольном. Не иначе недобитая контра сделал это специально, чтобы запугать советский народ.

Сталин после получения трагической вести вызвал Ягоду и приказал ему искать убийц не среди белогвардейских эмигрантов, а среди «зиновьевцев» — сторонников прежнего хозяина города на Неве Григория Зиновьева, впавшего в немилость.

Но никого искать не пришлось, так как убийца и не скрывался. Очнувшись, он стал давать показания, от которых досадливо морщились следователи — ну какой это враг народа, какая контрреволюция?

Убийцей Сергея Мироновича оказался обычный советский клерк, коммунист Леонид Николаев, который решил отомстить Кирову за свою поломанную карьеру. Бывший сотрудником Ленинградского обкома, Николаев из-за своего отказа поехать на новое место службы в Вологду оказался на должности секретаря парткома заштатного цеха некрупного завода. В этом Николаев усмотрел прямую вину партийных начальников и Кирова лично.

Как у него возник в голове план убить главного ленинградского большевика — одному Богу известно. Уже в наше время возникла версия, что Николаев решил отомстить Кирову, за то, что тот закрутил роман с его женой. Но в 2009 году ФСБ рассекретила дневники убийцы, где тот вполне определенно пишет про свой мотив.

Леонид Николаев с женой Мильдой
Леонид Николаев с женой Мильдой

Готовился он к убийству долго. С револьвером в кармане пальто нарезал круги вокруг Смольного, не решаясь переступить черту. Если верить дневнику, то Николаев планировал эффектно застрелить Кирова при большом скоплении народа, а потом покончить с собой. Но получилось все совсем иначе.

1 декабря 1934 года Николаев, наконец, проник в Смольный и стал бесцельно шататься по коридорам, даже не зная, где в этот момент находится объект охоты. Ему повезло — в одном из коридоров он нос к носу столкнулся с Кировым, спешащим на совещание. Пропустив его, убийца развернулся и выстрелил в затылок практически в упор. У Кирова не было ни малейшего шанса.

После этого жизненные силы покинули Николаева. Выбежавшие из кабинетов сотрудники увидели труп, лужу крови и трясущегося в истерике человека, который при их приближении грохнулся в обморок. Пришел в себя убийца лишь к вечеру. Он честно все рассказал, подписал не глядя нужные протоколы и стал тем самым «зиновьевцем», которого приказал найти вождь.

После недолгого суда Николаева расстреляли. А вместе с ним жену, брата, сестру и свояченицу. Детей отправили по интернатам.