Дворец на Мойке был приобретен Николаевичем Юсуповым, как известно, в 1830 году. И практически сразу же началась его перестройка, занявшая не один год. В финансах и материалах архитектор Андрей Алексеевич Михайлов, выполнявший заказ князя Юсупова, стеснен не был. За это время выполнена грандиозная работа по переделке дворца: возведен новый корпус с Белоколонным залом, построены оранжереи и садовый павильон, появились новые залы, обустроен домашний театр и картинная галерея.
К дополнению ко всему этому хозяин дома решает обустроить во дворце зимний сад, столь модную в XIX веке часть жилых интерьеров российской аристократии и дворянства. В начале 1840-х годов в создании интерьеров дворца и постройки зимнего сада принимает участи архитектор, академик Императорской Академии художеств Бернар Симон. За то время, что Симон поработал в России, он построил немало дворцов и особняков для именитых и знатных людей в Петербурге и Москве. Это и дворец Шуваловых, особняк Нарышкиных и т.д. Находился зимний сад у самой парадной лестницы.
Проходят годы. Наследник рода Юсуповых князь Николай Борисович Юсупов-младший решает привнести во дворец некоторые новые блага человечества, появившиеся к концу XIX столетия: электричество, водопровод, водяное отопление и канализация. Работы начались в 1890 году. Дворец вновь, спустя пять десятков лет, претерпевает глобальные изменения. На этот раз очередную реставрацию дворца выполнил русский архитектор Александр Александрович Степанов. Под его руководством были оборудованы в доме уже перечисленные технические новшества, а также переоформлены Мавританская гостиная и Домашний театр. Еще через еще некоторое время по проекту Степанова на месте бывшего Зимнего сада была создана Дубовая столовая.
Друзья! Мы сейчас находимся в той самой Дубовой столовой дворца, созданной некогда архитектором А.А. Степановым. Своим названием столовая обязана материалу отделки: натуральный дуб, тонированный под мореное дерево. Весь, практически весь интерьер помещения отделан массивом дуба! Это и дубовые потолки, пол, мебель, дверные и оконные проемы, даже люстра дубовая! Да, люстра необыкновенная! Верхнюю часть светильника украшают деревянные фигуры четырех ангелочков, нижнюю - женские фигуры с крыльями. Люстра Дубового зала явилась одним из первых электрических осветительных приборов во дворце.
Выбранный стиль отделки столовой относит нас к Венеции XVI века эпохи Позднего Возрождения с элементами Ренессанса. На этот стиль указывают многие элементы отделки столовой: резные кессоны симметричной и пропорциональной формы, наборный паркет из семи пород деревьев со строгим узором, массивные предметы мебели. Кстати, обеденный стол аутентичный, был специально заказан для Юсуповых в Венеции. Ну и, наконец, полностью соответствует выбранному стилю использование растительного орнамента в оформлении стен и потолков. А какие фантастические животные, что украшают стойки для подсвечников! Это очень красиво! Не менее великолепны и ножки стола. Настоящее чудо резьбы по дереву! Они выполнены в виде крылатого льва - символа святого евангелиста Марка, покровителя Венеции.
Обратите внимание на входные арки помещения столовой. Над каждой расположены фрагменты гербов рода Юсуповых. Возможно, у вас, друзья, возникнет вполне резонный вопрос: "Гербов? Почему во множественном числе?". Начнем издалека. Дело в том, что со смертью Николая Борисовича Юсупова (младшего) в 1891 году княжеский род по мужской линии прервался. У него в браке с Татьяной Рибопьер родились две дочери: Зинаида и Татьяна. После преждевременной смерти Татьяны Зинаида Николаевна Юсупова становится единственной наследницей состояния Юсуповых. В 1882 году богатая наследница выходит замуж за графа Сумарокова-Эльстона Феликса Феликсовича.
История знакомства Зинаиды Николаевны и графа Сумарокова достойна, чтобы о ней упомянуть. Впервые они увидели друг друга на встрече, организованной императрицей Марией Александровной. Только вот познакомиться должна была Юсупова с другим молодым человеком - принцем Александром Баттенбергским. На той встрече среди приглашенных гостей был и граф Феликс Феликсович Сумароков. Он произвел на Зинаиду Николаевну большее впечатление, нежели принц. Видимо это была любовь с первого взгляда. Она отказала отцу стать женой Александра Баттенбергского. Планы Николая Борисовича были нарушены. Молодые люди сблизились, завязались теплые отношения. Но прошло два года, пока, наконец, князь не дал согласие на этот брак. В апреле 1882 года 20-летняя княжна Зинаида Николаевна Юсупова и 25-летний граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон стали мужем и женой.
Вернемся к нашим гербам. С давних пор у знатных дворянских родов существовали семейные гербы. В 1797 году император Павел I целью их упорядочения распорядился составить официальный гербовник российских дворянских родов. Процесс этот длился не один год. Вместе с другими официально был утвержден и герб рода Юсуповых. Ситуация изменилась в 1891 году. В связи со смертью последнего наследника по мужской линии Николая Борисовича Юсупова императорским указом графу Сумарокову-Эльстону было дано право унаследовать княжеский титул, герб и фамилию своего тестя. Это было сделано с одной целью - дабы не допустить угасания древнего рода.
А еще через четыре года, опять же Высочайшим указом, утвержден и внесен в "Общий гербовник" новый герб князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Таким образом, в княжеский герб Юсуповых был добавлены графские геральдические элементы: императорский орел и скрещенные мечи, сопровождаемые пятилепестковыми розами. При обустройстве Дубовой столовой над каждой входной аркой поместили изображения фрагментов гербов князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстонов.
По плану осмотра дворца Юсуповых Дубовой столовой завершается ознакомление с помещениями второго этажа. В последующих публикациях из Юсуповского дворца вас ждут экскурсии из жилых помещений и гостиных первого этажа. По моему мнению, Дубовая столовая, наравне с Мавританской гостиной - одни из самых интересных и впечатляющих мест во всем историческом здании. За полтора десятка публикаций мы осмотрели и познакомились с парадными залами и гостиными дворца, предназначавшихся для приёма гостей и проведения торжественных мероприятий. В этих залах и гостиных прошла жизнь пяти поколений богатейшего российского дворянского рода, члены которого на протяжении не одного столетия пользовались уважением царской семьи.
Продолжение следует! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если есть желание дополнить, пишите в комментариях, буду только рад! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!