Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Чемоданы важнее: пассажиры «Суперджета» эвакуировались с багажом и выбесили соцсети

Оглавление

Вот этическая дилемма. Пассажиры «Суперджета», загоревшегося при посадке в Анталье, эвакуировались из самолета с чемоданами. Правда, не все. Тех, кто взял ручную кладь, обвинили в задержке эвакуации, что могло обернуться трагедией. Однако, трагедии не случилось, а те, кто не взял вещи, потеряли паспорта. И кто здесь прав?

Самолет «Сухой Суперджет 100», прилетевший из Сочи, загорелся в момент посадки. Все пассажиры эвакуировались по надувным трапам.

Судя по комментариям к видео с места жесткой посадки самолета, опубликованным в социальных сетях, больше всего возмущения у пользователей вызвала одна деталь: пассажиры покидают самолет с ручной кладью – чемоданами и рюкзаками.

Многочисленные пользователи тут же обвинили бортпроводников в халатности, утверждая, что те допустили грубое нарушение правил эвакуации, разрешив пассажирам взять вещи. Ведь чтобы достать чемоданы с полок, требуется драгоценное время, а загроможденные проходы и лишние действия замедляют движение к аварийному выходу.

В условиях чрезвычайной ситуации каждая секунда может быть решающей, такие задержки создают дополнительные риски.

-2

На фоне эмоционального общественного обсуждения звучат призывы изменить подход к перевозке ручной клади в самолетах. Так, представители российского подразделения Международного комитета защиты прав человека предложили оснастить багажные полки в пассажирских лайнерах специальными замками с автоматической блокировкой.

Их идея заключается в том, чтобы эти замки срабатывали автоматически при возникновении чрезвычайной ситуации, исключая возможность пассажиров забрать свои вещи.

-3

Общественники уже направили письмо в Росавиацию с предложением закрепить новое требование законодательно. Они считают, что каждая авиакомпания должна будет дооснастить свои самолеты системами автоматической блокировки багажных отсеков.

Опросы показывают, что такая идея нашла поддержку у многих людей. Например, по промежуточным результатам опроса в Telegram-канале «Крыша ТурДома», более половины участников одобрили инициативу о блокировке полок во время ЧП.

-4

Эмоциональная реакция общественности объяснима: кадры с пассажирами, покидающими горящий самолет с ручной кладью, действительно выглядят шокирующе. На видео видно, как некоторые из них буквально тормозят эвакуацию, замедляя движение к выходу и создавая опасную обстановку для других.

Будут ломать полки

Однако специалисты в области авиации сомневаются в эффективности предложенной меры. По их мнению, идея блокировки багажных полок технически сложна, дорогостоящая и вызывает больше вопросов, чем решений.

Любые изменения в конструкции самолетов требуют долгих согласований и сертификаций для каждого конкретного типа воздушного судна. Но главное – такие изменения могут только усложнить эвакуацию в критической ситуации. Ведь вполне возможно, что некоторые пассажиры начнут пытаться открыть заблокированные полки силой, что создаст панику и хаос. Вместо упрощения и ускорения процесса выхода людей это приведет к дополнительным задержкам.

Кроме того, есть и практические сложности. На багажных полках хранятся не только личные вещи пассажиров, но и аптечки или другие средства, которые могут быть жизненно важными в экстренной ситуации. Автоматическое блокирование полок перекроет доступ к этим ресурсам.

-5

Примечательно, что во времена СССР в салонах самолетов полки для ручной клади практически отсутствовали. Все вещи пассажиров сдавались в багажный отсек. Внутри самолета оставались лишь небольшие полочки для мелочей. Однако с развитием авиаперевозок и появлением современных тарифов, включая безбагажные, такие изменения уже невозможно представить.

Современные пассажиры привыкли к cabin-size чемоданам, которые удобно размещаются над сиденьями, и вряд ли согласятся сдавать их в багаж, особенно если речь идет о дорогостоящих гаджетах, ноутбуках или личных документах. Вернуться к прежней практике сейчас практически невозможно: привычки пассажиров и реалии гражданской авиации кардинально изменились.

Авиационные эксперты подчеркивают, что вместо внедрения технически сложных решений, которые могут оказаться малоэффективными, стоит сосредоточиться на разъяснительной работе с пассажирами. Лучший способ снизить риски в нештатной ситуации – это обучение людей правильному поведению на борту.

А есть ли риск

С другой стороны, те, кто взял ручную кладь, остались с вещами. При этом в самолете сгорели загранпаспорта десяти россиян, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на Генконсульство РФ.

Специалисты договорились с турецкой стороной о пропуске десяти граждан РФ на территорию страны без загранпаспортов. Однако теперь россиянам придется восстанавливать документы. Особенно проблематично это будет сделать тем, у кого в паспортах были визы.

В 2019 году после катастрофы «Суперджета» в Шереметьево многие также обвиняли пассажиров в том, что они брали ручную кладь с багажных полок, что якобы могло привести к гибели 41 человека.

-6

Однако источник, знакомый с ходом расследования, рассказывал РБК, что в ходе проведенной проверки не выявлено каких-то задержек эвакуации из горевшего SSJ100 в связи с действиями пассажиров, которые пытались спасти свою ручную кладь.

Появившиеся на эту тему сообщения собеседник РБК назвал «эмоциями первой волны».

Источник агентства ТАСС в правоохранительных органах также подчеркнул, что проверка не подтвердила предположений ряда СМИ и Telegram-каналов, которые обвинили некоторых пассажиров в том, что они забирали ручную кладь и тем самым помешали эвакуации других пассажиров.

Как бы то ни было, если проблема действительно существует, то дело не в технической оснащенности самолетов, а в осведомленности пассажиров и их готовности действовать адекватно в случае ЧП.

Правильная организация информационной кампании, направленной на популяризацию знаний о правилах эвакуации, может спасти больше жизней, чем дорогостоящие и спорные технические нововведения.

Достаточно объявлять о запрете брать ручную кладь на предполетной инструктаже, а также в момент эвакуации. Это будет эффективнее, чем по факту обвинять пассажиров в случившемся.