Дрифт – это скорость, газ до отсечки, точность в управлении и контролируемый занос. Такой вид гонок требует не только высокой концентрации пилота, но и серьезной технической подготовки автомобиля!
Какие нагрузки испытывают двигатели гоночных авто в экстремальных условиях дрифта, как масло обеспечивает защиту и на какие параметры важно обратить внимание – рассказали в статье.
В экстремальных условиях дрифта нагрузка на двигатель в 4 раза больше, чем в режиме городской эксплуатации. Мощность гоночных авто достигает 1000 л.с. и более, а пилот корректирует углы поворота руля и распределяет нагрузки по осям в очень быстром темпе. Такие условия предъявляют к моторному маслу определенные требования: более густую базу, стабильность вязкостных свойств, стойкость к высоким температурам и разбавлению топливом.
Режим максимальных скоростей – по 10-15 секунд в отсечке на 7900 об/мин – значительно повышает рабочую температуру двигателя. Основное движение автомобиля происходит боком, поэтому для улучшения отвода тепла, радиаторы охлаждения часто переносят из передней части автомобиля на заднюю ось и ставят на него два мощных вентилятора, которые крепятся на специальный спроектированный диффузор. Но даже с учетом таких конструкций, рабочая температура масла в дрифте достигает 130°С. Это требует от смазочного материала повышенной вязкости и устойчивости к высоким температурам.
Защиту двигателя в экстремально высоких рабочих температурах обеспечивают специальные компоненты в составе моторного масла:
- ПАО-основа – обеспечивает высокую термоокислительную стабильность и низкую испаряемость.
- Органический молибден – снижает трение и создает защитный слой на деталях двигателя в момент высоких нагрузок и высокой температуры.
- Эстеры – благодаря особой молекулярной структуре притягиваются к металлическим поверхностям, снижают коэффициент трения, помогая двигателю выдавать бóльшую мощность.
Высокие температуры влияют на термическое разложение компонентов масла. Также гражданские вязкости могут не справиться с такой механической нагрузкой и загуститель, используемый в обычных маслах, начнет деструктировать (разрушаться).
При выборе масла необходимо учитывать производительность масляного насоса, чтобы второе значение на маркировке масла – высокотемпературная вязкость соответствовала характеристикам двигателя. В дрифте обычно используются самые вязкие масла, например, G-Energy Racing 15W-50, G-Energy Racing 10W-60. Они более стойкие к деструкции, защищают от отложений на деталях двигателя и способны выдержать очень высокие термические нагрузки спортивных соревнований.
Двукратный вице-чемпион российской дрифт серии Никита Шиков выбирает моторное масло G-Energy Racing для сердца своей Toyota Supra A90 – легендарного двигателя 2JZ-GTE. Увеличенный объем 3,4 л. (1 013 л.с.) нуждается в усиленной защите, и специальная линейка G-Energy Racing отлично справляется с экстремальной нагрузкой, даже в отсечке 7 900 об/мин.