Интервью с победителем ВсОШ по математике Арсением Штурманом летом произвело настоящий фурор. Многим читателям было интересно, как у школьника получается раз за разом добиваться успеха на олимпиадах и в шахматных турнирах и при этом ещё и находить время на отдых.
Возможно, секрет успеха Арсения кроется не только в его способностях и трудолюбии. Часто достижения ученика бывают невозможны без поддержки и заботы близких людей.
Поговорили с Анной Штурман, мамой двух братьев — Арсения и Сергея, — о том, как помочь детям найти себя, оградить их от излишнего стресса и что делать, если с ребёнком возникли разногласия.
— Анна, насколько ваши дети похожи друг на друга?
Мои сыновья совсем разные: у них отличаются интересы и отношение к жизни, способности к учёбе и самостоятельной работе. Если бы у меня был только один ребёнок, я бы точно чувствовала себя более мудрой мамой.
Индивидуальность детей столь сильна, что приходится к каждому искать свой подход.
Старший сын Арсений окончил музыкальную школу с красным дипломом по классу «Ударные инструменты (ударная установка)», серьёзно занимается математикой и шахматами. Во всё интересное он погружается с головой, готов много и добровольно работать самостоятельно.
Серёжа младше Арсения почти на 3 года, ему 14. Он пока не может определиться, чем бы хотел заниматься серьёзно, и пробует себя в разных направлениях. Серёжа очень наблюдательный и видит красоту во многих вещах. Если Арсению требуется больше помощи в организации бытовой жизни, то Сергею, наоборот, в учебной.
Чем дети похожи, так это обострённым чувством ответственности, справедливости и восприимчивостью.
Арсений более эмоционален, поэтому шахматы я показала ему после 8 лет — опасалась, что стресс от неминуемых поражений окажет на него сильное влияние в столь юном возрасте. Так вышло с Серёжей: он начал заниматься шахматами незадолго до 6 лет, а спустя три года сообщил, что «стресса стало больше, чем удовольствия», и перестал играть.
— Что вы делаете, чтобы их поддержать?
Главное в поддержке — не навредить, не добавлять стресса. Я стараюсь дать детям необходимые для жизни контакт и близость, принимаю их такими, какие они есть.
Моя цель — помочь сыновьям реализовать личностный потенциал и повзрослеть. Для этого важно, чтобы дети имели доступ ко всем своим эмоциям, даже самым уязвимым. Я даю им пространство для любых эмоциональных проявлений и тем самым учу сыновей понимать и выражать чувства безопасно для себя и окружающих.
Часто это очень трудно: я и сама не всегда могу хорошо и быстро справиться со своими эмоциями. Думаю, важно вовремя позаботиться о себе, чтобы был ресурс позаботиться и о ребёнке.
У меня возник образ лодочки в бурной горной реке, на которой приходится преодолевать пороги, лавируя между опасными участками, временами переворачиваться, но выплывать и плыть дальше, иногда расслабляясь на какое-то время. Это такая метафора искренних и открытых взаимоотношений с детьми, в них всегда много живых эмоций.
— Как вы помогаете сыновьям в поиске новых занятий, которые могут прийтись им по душе?
Я всегда ориентируюсь на интерес ребёнка и его способности, предлагаю разные варианты. Например, Арсений, начиная с 3 лет, любил слушать музыку Чайковского, а в 6 мог выдержать балет «Щелкунчик». Я подумала: а вдруг сыну и самому понравиться так танцевать? И записала его на классическую хореографию. Арсению нравилось, но потом он захотел заниматься футболом, совмещать стало трудно, и выбор был сделан в пользу мяча.
Недавно Сергей рассказал, как в лагере они в шутку дрались со сверстниками палками, и я предложила ему попробовать фехтование. Сын загорелся. Буду искать подходящего тренера-наставника.
— Получается ли ограждать Арсения от стресса сейчас, когда он активно участвует в олимпиадах и шахматных турнирах?
Невозможно совсем убрать стресс, да и не нужно этого. Рецепт поддержки всё тот же: обеспечить безопасное эмоциональное пространство. Приходится иногда защищать Арсения от него же самого: он всегда самокритичен и много требует от себя. Любые ожидания извне ничем не помогают, а лишь добавляют давления и в итоге могут навредить и процессу, и результату.
— Какая мотивация к участию в олимпиадах и шахматных турнирах кажется вам правильной?
Я всегда очень аккуратно вводила олимпиады в жизнь Арсения, предлагая их как возможность порешать задачки. Внутренняя мотивация у старшего сына сильная, мне достаточно только организовать весь процесс участия. Серёже уже добавляю и внешнюю мотивацию, и влияние своего авторитета: считаю олимпиады частью образовательного процесса, потому младшему сыну скорее приходится участвовать, но он и не против.
Сейчас Арсений попал в число кандидатов в школьную сборную России, и я стараюсь напоминать сыну, что главное — это отличная возможность для развития, дополнительных занятий серьёзной математикой. Попадание в сборную — не самоцель.
Жизнь в любом случае на олимпиадах не закончится: Арсений также поступит в университет, продолжит заниматься математикой.
Мне важно помочь сыну пребывать в состоянии эмоционального равновесия, потому что так ему будет легче показать свой максимум да и просто приятнее жить.
— Как вы ведёте себя в случае разногласий с детьми? Давите и отстаиваете свою позицию или всё-таки ищете компромиссы?
Стараюсь обходиться без давления, но иногда мне трудно, особенно в случае с Сергеем, когда он может решить заниматься чем-то серьёзно, а потом по каким-то причинам начать сомневаться в своём выборе. В этом случае я постоянно пытаюсь нащупать границы: когда-то сыну нужно помочь преодолеть возникшие проблемы, а когда принять его решение, если убрать препятствия не удалось.
Чаще всего разногласия случаются у нас из-за времени отхода ко сну. Я постоянно напоминаю сыновьям, что если не лечь вовремя, то мозг не отдохнёт и не будет работать на полную мощность, а значит, подведёт на олимпиаде или турнире. После моих наставлений Арсений начинает бояться, что не заснёт: это противоположная крайность и совсем не тот эффект, которого я хотела добиться. Во время споров и разногласий важно не перегнуть палку и ориентироваться на то, как себя чувствует ребёнок. Нужно развивать собственный эмоциональный интеллект, и тогда будет легче находить общий язык с ребёнком и сохранять отношения — всё же отношения с ним первичны.
Читайте по теме:
Быть с ребёнком на одной волне помогают и общие интересы. Наши курсы подходят как школьникам, так и их любознательным родителям, которые хотели бы узнать больше о естественно-научных предметах. Изучайте расписание и выбирайте онлайн-программу, которая понравится и вам, и вашим детям!