Для того чтобы устранить проблемы, которые нарушали установленный порядок мироздания, часто прибегали к ужасающей жестокости. Казалось, она могла раз и навсегда ликвидировать опасность разрушительной ереси и инакомыслия.
История инквизиции
Впервые об инквизиции стало известно в XIII веке, когда она стала отголоском Катарского Крестового похода. Со временем страсти утихли, но к концу XV века снова сложились условия для возрождения карательного органа Святого престола. Реконкиста подтолкнула христианскую общину Испании к религиозной нетерпимости по отношению к арабам и евреям, включая тех, кто принял христианство.
Поднявшаяся волна притеснений и откровенного насилия способствовала появлению новой инквизиции в Испании. В 1480 году, после слухов о заговоре, в еврейской среде начались первые задержания. Вскоре произошло первое аутодафе, которое было обставлено как священный ритуал. После этого такие мероприятия стали проводиться дважды в месяц.
Спустя два года папа назначил восемь новых инквизиторов, среди которых был Томас де Торквемада. Этот монах из доминиканской братии, строгий аскет, сыграл важную роль в установлении инквизиции. Поэтому никто не удивился, когда он занял пост Генерального инквизитора Кастилии и Арагона.
Сеть инквизиторских расправ охватила всю католическую Испанию. Трибуналы получили чёткие административные правила — «Инструкции». Томас де Торквемада стал главой всей системы инквизиции в стране. Финансирование трибуналов осуществлялось за счёт штрафов и конфискованных средств. Были установлены цензы на занятие должностей и разработана иерархия сотрудников и внештатных доносчиков.
Основания для привлечения к суду
Для привлечения к суду инквизиции, конечно же, должны были быть веские причины, которые могли включать: показания одного лица, обвиняющего другого в ереси, сочувствие и помощь еретикам.
Тем, кто сообщал инквизиторам информацию для начала судебного процесса над еретиками, полагалась награда. В трибуналы поступало множество доносов, особенно после того, как священники в церквях во время проповедей популярно объясняли пастве признаки ереси и разбирали хитрости богохульников, стремящихся усыпить бдительность истинных католиков. Также священники давали практические советы о том, как правильно составить донос. Эти меры способствовали массовому количеству ложных обвинений, особенно со стороны тех, кто хотел защитить себя от обвинений в ереси. Были и те, кто хотел получить часть имущества обвиняемых.
Ещё одним источником обвинений был анализ научной и творческой деятельности. В произведениях учёных, философов, авторов художественных, публицистических и политических произведений искали мысли, содержащие элементы ереси. Если они не соответствовали каноническим принципам, это часто становилось основанием для судебного преследования авторов этих произведений. Но самым ценным еретиком был тот, кто добровольно являлся в трибунал и искренне раскаивался в своих заблуждениях, выдавая всех своих сообщников.
Пытки как метод дознания
Следствие от задержания до вынесения приговора длилось годами. За это время большинство обвиняемых признавали свою вину. Но иногда случалось, что подследственный упорно отрицал свою вину, и тогда его отправляли к «заплечных дел мастерам». Согласно инструкции, пытать несчастного можно было только один раз.
В ходу было три вида мучений: обороты верёвкой, пытка водой и истязание на дыбе.
Методы и приёмы пыток поначалу соответствовали тем, которые использовались в первичной инквизиции XIII века. Но со временем они стали более последовательными и, следовательно, более жестокими. Инквизиторы больше не скрывали свои намерения. Они искренне считали, что их цель — не спасение души еретика, а общественное благо, основанное на страхе. Этот страх вселяли ужасающие методы пыток, которые со временем становились всё более изощрёнными.
Даже психология служила инквизиторам
Большое внимание инквизиторы уделяли психологическому воздействию. Часто вид дыбы, «железной девы» или «ведьминого кресла», а также множества других приспособлений для мучения еретиков приносил инквизиторам желаемый результат. Иногда использовались и простые механизмы, такие как винодельческие прессы.
Процесс пыток был строго регламентирован. Наряду с экзекутором должны были присутствовать члены трибунала, епископ и врач, а также секретарь с нотариусом. Высокий стиль речи и лицемерные формулировки скрывали истинную суть происходящего.
После признания инквизиторы выносили приговоры в зависимости от поведения обвиняемого. Тех, кто признавал свою вину, наказывали духовно, физически или материально. Тех, кто упорствовал, после процедур в мирских судах, сжигали на костре. Однако инквизиция не смогла остановить процесс секуляризации и к XVII веку исчерпала себя как институт принуждения к вере. Но бед людям успела натворить немало.
Если было интересно, то поставьте, пожалуйста, лайк и напишите свои соображения в комментариях! Ну и подпишитесь на канал, чтобы увидеть что-нибудь новое.