Найти в Дзене
Жить по Христу

Как изменилась иерархия человеческих потребностей после грехопадения?

Оглавление

Дух, душа, тело...

Сначала надо сделать небольшое замечание по поводу устроения человека.

Изгнание из рая. Русская фреска XVIII в., Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. Источник изображения commons.m.wikimedia.org
Изгнание из рая. Русская фреска XVIII в., Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. Источник изображения commons.m.wikimedia.org

В христианской антропологии (антропология - учение о человеке) в равной степени используются две концепции:

  • дихотомия - человек как разумная душа и тело;
  • трихотомия - человек как совокупность духа, души и тела.

Здесь мы воспользуемся второй концепцией.

(Если кому-то тема устроения человека особенно интересна, будет дана ссылка на соответствующую литературу)

Итак, человек есть творение уникальное, носитель образа Божьего, существо не только материальное, но и душевное, и духовное.

С материальной, плотской стороной всё как у животных, это удовлетворение базовых потребностей - пища, безопасность, отдых (сон), продолжение рода. И в этом, кстати, нет ничего греховного. Греховны злоупотребления.

Дух наш имеет некоторое сходство с Богом, Который есть Дух (но только сходство, мы всегда должны помнить, что мы творение, а Он Творец). Исходя из этого сходства дух наш имеет способность к общению с Богом, это наш главный "канал" взаимосвязи с Господом. Простите за такое выражение, но в духе нашем состредоточена "чуйка" мира духовного.

А душа? Душа занимает срединное положение между духом и телом, оттого у души имеются свойства, сходные как с духом, так и с телом. Душа мыслит, но без физического мозга она уже не будет на это способна. Душа переживает различные эмоции, которые воспринимает и от тела. Но душу нельзя "пощупать руками", здесь она имеет сходство с духом.

Так, вкратце, устроил нас Создатель.

Причём изначально иерархия в человеке выстроена так: дух наполняет душу, разумная душа руководит телом.

Главной потребностью человека было общение с Богом.

Но грех всё перевернул с ног на голову.

Оглядываясь вокруг, что мы видим? Какие потребности во главе всего?

"Пища, вини‌ще, жилище"!

Апостол Павел говорил об этом так:

"...По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1Кор. 15:33)

Или как сказал как-то один священнослужитель в проповеди: "В чём счастье неверующего человека? Это правильно подобранные транквилизаторы!"

Именно так, этого ищут подавляющее большинство людей после грехопадения - как с наибольшим удовольствием для тела, а также с наименьшими побочками, добраться до могилы. Вот этим всем наполняется душа, мысли, желания, устремления.

А что же в таком случае дух?

Дух, подталкиваемый душёй, имея потребность в духовном общении, вместо Бога вступает в отношения с духами падшими, с бесами. Оттого и невероятно широко распространены оккультные практики, колдуны, экстрасенсы, таро и прочая нечисть.

Грех сделал из человека карикатуру человека. Увы.

Но выход есть.

Спаситель наш говорил:

"...приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Марк 1:15(б)).

Покайтесь, то есть одумайтесь, измените своё мышление, переверните всё в обратную сторону, с головы на ноги, обратитесь к Господу!

Апостол Павел учит нас:

"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир..." (Рим. 8:6)

Надо вернуться к правильной иерархии человеческих потребностей. Дух наш, возрождённый Духом Святым должен вести нашу душу к размышлениям о Боге, к общению с Ним, а просвящённая душа руководить телом, пресекая всяческие греховные поползновения. Тогда человек наконец станет тем, кем и замыслил его Создатель.

Так и спасёмся, при помощи Христовой.

Ссылки на литературу по христианской антропологии:

Уэйн Грудэм, Систематическое богословие.

Генадий Егоров, Проблема дихотомии и трихотомии человеческой природы и парадокс личности в антропологии святителя Феофана.