В своей статье "По щучьему веленью..." я уже поднимал вопрос о целях монашества.
Пришла мысль продолжить развитие этой темы.
Итак, продолжим...
Для чего еще могут люди идти в монашество?
Жизнь надоела. "Хочу наложить руки, но боюсь попасть в ад". Вариант.
Была женой бандита, и была поставлена перед выбором: "либо постриг, либо смерть". Тоже вариант.
Возможен ли позитивный вариант: "Хочу заняться духовным самосовершенствованием?"
Давайте поразмышляем.
Монах дает обеты. Для чего?
Не для того ли, чтобы продемонстрировать миру: "Пацан сказал, пацан сделал. А вы могли бы так? Утритесь"?
Причем, обеты - это же прямое нарушение нагорной заповеди: "Не клянись вовсе".
Да и в самих обетах много позитивного?
1. Обед безбрачия противоестественен. И если монах еще и не мастурбирует, то это вредно для здоровья.
2. Обет послушания - готовность служить злу. Мир насквозь порочен, и вероятность того, что твой начальник не заставит тебя сделать что-то злое, практически равна нулю. Более того, смысл духовного роста - в вызове, в бунте, в противостоянии порочному миру, в постоянном ответе "нет" окружающему злу и своему несовершенству.
3. Обет нестяжания означает, что ты без запасов будешь постоянно навязываться в нахлебники окружающим. Что тоже не есть хорошо. И если ты просто разнорабочий в монастыре за пропитание, то это еще сойдет, но если тебя выберут настоятелем, что будешь делать с обетом? Как будешь кормить братию не стяжая?
Т.е. эти обеты, когда не откровенно порочны, то сомнительны.
И понятно, что ты обязательно их нарушишь. Тогда зачем они? Лицемерие? Тщеславие? "Пацан сказал, пацан сделал"?
Разве не лучше было бы вообще без них, без показухи? Просто стараться делать добро в меру сил, и все.
Светит ли духовное развитие тем, чей первый шаг уже порочен? Сомневаюсь.
С другой стороны, те, кто духовно развиваются, могут легко описать свой путь. Во что они верили, что пересмотрели, к чему пришли, что поняли, какие ошибки нашли и исправили.
Как выстраивались эти ступеньки роста изо дня в день, из года в год.
Более того, такое описание являлось бы передачей опыта и громадным служением ближнему.
И если у монахов был бы реальный путь, то они бы нам его описали.
А если они не способны описать свой путь, значит все, чем они занимались - симуляция.
Громкие слова в начале, симуляция в середине и бесплодная смерть в конце.
Или есть исключения?
За всю историю монашества, есть ли ли хоть один индивидуальный отчет, рассказывающий, как этот монах рос духовно?
Я бы все бросил и прочитал, если бы нашел такой. Но я не могу его найти.