Мамы и папы часто переживают, что ребенок читает "не те" книги: комиксы, фэнтези с сомнительными по их мнению героями, жестокие страшилки или "глупые" подростковые романы. Взрослым кажется, что такие книги — пустая трата времени, что они не развивают детей или даже вредят им. Например, многие полагают, что после комиксов (каких-то картинок с двумя словами текста) подросток ни за что не будет читать "нормальную" литературу и классику. Но думать так - большая ошибка!
Если сегодня ребенок с удовольствием берет в руки книгу, пусть это и не шедевр мировой литературы — это уже победа. Учитывая, что современные дети - фанаты гаджетов, книга, которая вдруг увлекла ребенка, уже точно имеет ценность. Ведь это значит, что она выполняет свою главную задачу — делает чтение приятным, желанным, тем самым удовольствием, с которым захочется прочитать что-нибудь еще.
Согласитесь, все мы не с Толстого начинали, а и над Карлсоном (хулиганский сюжет, отсутствие морали и поучения в тексте) хохотали, и новые выпуски "Мурзилки" и "Веселых картинок" (те самые комиксы) ждали с нетерпением. И никто из нас, сегодняшних взрослых, на том уровне не остался - и до классики дошли, и книголюбами многие стали. Поэтому не стоит переживать, если сегодня ребенок зачитывается "Гарри Поттером", комиксами серии “Приключения Тинтина” или молодежными романами о любви между отличницей и капитаном школьной команды по футболу.
Пусть он полюбит читать, а тогда через пару лет уже и сам потянется к более сложной литературе. Важно не категорично запрещать или отговаривать читать ту или иную книгу, а мягко предлагать альтернативу. Например: "Тебе нравятся романы про музыкантов? Это замечательно, тогда среди прочих обрати внимание и вот на эту книгу, кажется, что она тебя заинтересует!"
Ну и к тому же при активном запрете чего-либо получается обратный эффект: чем сильнее взрослые давят и говорят: "Это нельзя читать, это ерунда!", тем больше ребенок будет стремиться к запретному. Лучше позволить ему прочесть книгу, которая вам не по душе, а потом не осудить, а обсудить ее вместе: "Почему тебе нравится эта книга? Чем она тебя увлекла, зацепила?" Так вы узнаете интересы вашего юного читателя и сможете понять, какие истории его интересуют.
А еще не стоит забывать, что даже "плохие" и пустые по мнению взрослых книги все равно чему-то учат ребенка и развивают его ум, словарный запас, жизненный опыт, эмпатию, критическое мышление и воображение. Даже комиксы, которые многие родители к сожалению воспринимают как "просто картинки посмотреть", задействуют сразу два полушария головного мозга, так как нужно усвоить и изображение, и текст.
Или вот, например, есть у нас бестселлер для читателей 7-10 лет - серия "Ужасный Генри" про хулигана, от проделок которого у взрослых волосы встают дыбом. Все рассказы про то, что натворил Генри, невероятно смешные, и дети их обожают, но далеко не все мамы, папы и бабушки с дедушками их понимают - зачем, мол, моему ребенку читать про какие-то хулиганства? Вспомните, ведь вы же сами читали в детстве “Вредные советы” Григория Остера и хохотали над ними на всю квартиру, верно? Но при этом вести себя как герои остеровских стишков вам наверняка и в голову не приходило. Так и с вашими детьми: если ребенок читает что-то "странное" (ужастики, книги про бунтующих подростков или про плохие поступки героев), это не значит, что он начнет вести себя так же. Наоборот, через литературу он проживает эмоции, которые могут быть ему интересны (ну кому не хочется узнать, что будет, если отказаться делать прививку в школе или взять да и наконец дернуть за косичку эту задаваку за соседней партой?), но которые он не готов пробовать в реальной жизни.
Чтение должно в первую очередь приносить радость, а не быть повинностью. Пусть ребенок читает то, что ему нравится, — главное, что он читает!
Поделитесь в комментариях, какие еще причины вы вспоминаете, когда о какой-то детской книге думаете, что она не очень хороша, и детям ее читать не стоит?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы читать еще больше интересного о детской литературе!