Михаил Беньяш. Фото из личного архива
Звание Dissidentas и уроки русского по сериалу «Наша Russia»
В бригаде две пары сантехников, поскольку есть манипуляции, которые в одиночку не сделаешь. Бригадира зовут Вилис. Его напарника — Юстас. Молодые парни около 30. По-русски говорят с огромным трудом. По-английски — чуть лучше. Я их называю «наши дружочки-пирожочки».
Сам я работаю с мужчиной по имени Ярослав, он старше меня лет на пять и всю жизнь работал сантехником. Даже образование у него сантехническое, еще с советских времен. Он отлично говорит по-русски и даже поведал как-то, что является поклонником группы «Кино». Прямо респектище!
Когда я сообщил миру о смене своей деятельности, то в личку мне накидали массу мемов про сантехников, включая «в первую очередь забудьте все, что вы узнали о сантехниках в порнхабе». Вилис именно что ходячий стереотип сантехника с порнхаба: ухоженный, подтянутый, с аккуратно подстриженной в барбершопе бородкой и идеальной стрижкой. Очень качественная и всегда чистая рабочая одежда. Чистая по той причине, что самую жесть он, как настоящий руководитель, делегирует мне, Ярославу, Юстасу или нам троим одновременно.
Еще у Вилиса есть две страсти: свалить с работы пораньше, часикам эдак к двум-трем, и деньги. В целом я оба эти пункта понимаю и разделяю, но в его случае эта страсть принимает по-детски непосредственные формы.
Я, конечно, прикалываюсь с «дружочков-пирожочков», но нельзя отрицать, что работать Вилис умеет. Человек он обученный и мастеровитый, просто предпочитает втыкать в телефон или сваливать на шабашки, а не махать кувалдой с перфоратором.
Я общаюсь с ним либо через переводчиков в лице знающих русский Ярослава и Робертаса, либо жестами, приправленными русско-литовскими словами и матом.
,,Вот Вилис произносит в мой адрес длинную фразу на литовском. Я вопросительно смотрю на Ярослава, и тот отвечает, но говорит не мне, а Вилису: «Dissidentas»
Вот ведь, а я действительно говорю как настоящий «диссидентас». Бригада ржет, тогда я вбрасываю встречно: «А Науседа — красавчик?»
Вилис перестает смеяться и начинает ругаться. Из его слов я что-то вычленяю про деньги.
Второй «дружочек-пирожочек» — Юстас. Крепенький парень с доброй улыбкой, в очках и бейсболке. Работает на месяц дольше меня — учится в универе на конструктора и подрабатывает сантехником.
Юстас из Алитуса — это небольшой городок на юге Литвы. По-русски он не говорит, но, как выяснилось, понимает. Когда мы вскрывали канализацию в подвале, изображая из себя землеройные машины на минималках, Юстас, возможно, впечатленный отвалами песка, решил пообщаться: «Ya ploho govorit po russki. No ya ponimat po russki. Ya smotret serial I uchitsa. Horoshiy russki serial».
Прикольно. Я напрягаюсь и выдаю: «Wow! Cool! What is name that serial?» (Вау, круто, что за название сериала?). «It is serial name “Nasha Russia”» (Этот сериал называется «Наша Russia»), — отвечает Юстас.
В этот раз от негодования у меня ломается языковой барьер и я начинаю ругаться на всех языках: «No, no, no! It is bad serial! Don't watch it. It is very bad serial!! If you want to watch a good Russian serial, I can speak his name».
Юстас ржет, делает вид, что запоминает название рекомендованного сериала «Карамора», и идет дальше рыть канализацию.
Нам везет. Грунт песчаный. Но умники, рисовавшие проект, не придумали ничего лучше, чем новую канализацию закладывать еще глубже старой. Мы ломаем кувалдами старую канализацию, выкидываем ее на улицу и роем дальше. Проложить новые трубы мешает бетон фундамента, но нас и это не останавливает. В первый день мы ломаем фундамент перфораторами, в последующие дни — 32-килограммовым отбойным молотком. И догадайтесь, кому для работы достался этот чудесный и высокоэффективный девайс? Собственно, это очевидно.
Временами подключается к работе разнорабочий Робертас, или как его зовут в бригаде Робке, человек с судьбой, достойной поэмы или рэп-баллады. Родившийся в российской (и тогда еще советской исправительной колонии), он в совершенстве говорит на русском и во время работы слушает запредельный русский гангста-нарко-рэп.
Жизнь его помотала везде, в основном, как признается Робка, за преступления против собственности, а если точнее, за кражи. Вдаваться в детали остальных составов из деликатности я не стремлюсь.
Сначала мы с Робертасом не совсем понимали друг друга — срабатывались, так сказать. Но потом я упомянул, что тоже покатался по этапам и пару раз «заезжал в гости к хозяину» (попадал в одиночную камеру), причем в последний раз — за насилие, учиненное сразу над двумя копами. Это произвело просто магическое впечатление. Внезапно Робка нашел родную душеньку, заулыбался, и теперь уже мы с ним дружочки-пирожочки — говорим о мусорах, тюрьмах, закладках и сравниваем российское и литовское антинаркотическое законодательство.
Как видите, ACAB (аббревиатура от All Cops Are Bastards) — слоган, который используют в анархистских, панк- и протестных кругах для выражения недоверия или враждебного отношения к полиции. — Ред.) несет высокую интернациональную и интерсоциальную функцию, объединяя российский dissidentas с литовским мелким криминалом. Кто бы мог подумать! Хотя нет. Робка уже не такой. То есть он был криминалом, но уже нет. Он остепенился. А нелюбовь к ментам — она навсегда останется в наших сердцах. Ибо это от души.
Замена труб под лекции о Гамлете
На третий месяц с начала эксперимента над собой выяснилось, что работа может быть не только в виде безумной беготни по этажам и ломания фундамента в подвале. По проекту все трубы должны быть в теплоизоляции: горячая и обратка — в минвате, холодная — в поролоне. И это воистину прекрасное медитативное занятие.
В первый же день работы с изоляцией у меня в голове само собой стало крутиться: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье» (цитата из стихотворения Пушкина) — пример декабристов внезапно стал резко вдохновляющим.
Разумеется, я послушал эти стихи на ютубе. Потом, что вполне логично, мне захотелось послушать романс кавалергарда, чей «век недолог и потому так сладок он». Затем сами собой в ютубе пошли лекции «Арзамаса» о декабристах (очень интересные), затем об античной сексуальности, из которой я узнал об институте афинской пeдepастиии (кто бы мог подумать, что это можно институционализировать).
Потом посмотрел фильм про Гамлета 1964 года со Смоктуновским в главной роли, а потом, чтобы уже два раза не вставать, и лекции о Гамлете. Лекции ввели меня в трепетный восторг. Оказывается, первоначально это была самая настоящая игра престолов, в которой Гертруда, ни дать ни взять — вылитая Серсея, а Горацио — чистый лорд Питир, а «быть или не быть» — это вопрос не о перспективах самоотвода, а о том, стоит ли включаться в борьбу за власть или нет.
Последние два дня я наслаждаюсь «Мастером и Маргаритой» в шикарном исполнении Олега Ефремова. То есть, по сути, занимаюсь той же самой интеллектуальной прокрастинацией, что и остальные работники клавиатуры, только моя прокрастинация — виданное ли дело — совершенно не тормозит работу, даже помогает ей и соответственно не отражается на доходах. Булгаков подходит к концу, и теперь я хочу найти хорошие аудиолекции по философии права, но, к сожалению, ничего достойного не попадается. Всегда хотел систематизировать эту часть своего образования.
Если у вас есть что-то толковое на примете (например, Алексеева или Нерсесянца), накидайте ссылок — буду благодарен