Найти в Дзене
Я люблю Петербург

Да будет свет! Как освещали улицы Петербурга в разные года и столетия..

фонарь, ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ, ФОТО АВТОРА
фонарь, ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ, ФОТО АВТОРА

Задумались ли вы когда в Петербурге загорелся первый уличный фонарь ? Нет? Вот и я нет. Итак, предлагаю задуматься!

-2

Скажу честно. Я питаю особую тягу к Петербургским фонарям. Пройти мимо эффектного "старинного" фонаря и не зацепится взглядом- не могу! Для меня это не столько функциональный предмет, сколько элемент декора. Петербургские фонари - это изящество, это уют улиц. И конечно, это всегда гармоничное сочетание с архитектурой города. Петербург без своих старинных фонарей- просто не Петербург!!!

Какое было освещение в Петербурге, в самом начале его основания:

уж точно не такое. фото автора
уж точно не такое. фото автора

Кстати, Петербург стал первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц.

Площадь Труда. март 2025, фото автора
Площадь Труда. март 2025, фото автора

Итак:

  • Уличные фонари появились при Петре I в 1706 г. Тогда, в день победы русских войск над шведами под Калишем, Петр I, приказал установить на фасадах 4-х домов рядом с Петропавловской крепости, фонари с целью "зажигать их по большим праздникам". Работали они на конопляном масле.

Фонари эти горели слабо. Освещать по факту ничего не освещали. Восхищение вызывали сомнительное. Зажигали их только по праздникам. Все остальное время, в темное время суток - "будьте добры, берите в руки ручной фонарик и можете идти по своим делам. Почти не спотыкаясь". Печально, одним словом. И темно.

  • Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году.

Проект разработал француз Жаном-Батист Леблон. Осенью 1720 года 4 фонаря, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, по проекту Жана-Батиста были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца.

Такой фонарь назывался "Образцовым". По подобию «Образцового» был создан ещё 141 фонарь. Правда, скоро стало понятно, что на изготовление таких светильников уходит слишком много финансов: до 26 рублей за штуку, это немыслимые деньги на те года.

Как выглядел подобный фонарь:

На тумбе крепился деревянный ствол в виде четырёхгранной пирамиды, украшенный резными деталями, а сверху располагалась светильная камера с толстыми литыми стёклами. Целое произведение искусства- не меньше!

Работали эти фонари все на том же конопляном масле...

Освещали фонарики- Зимний дворец и здание Главного Адмиралтейства.

  • Регулярное уличное освещение было введено в Петербурге в 1723 году.

"Образцовые фонари" в финансовом плане, как я писала выше, оказались слишком накладными по деньгам, поэтому появились фонари «голландского образца».

Основные отличия «образцового» фонаря от «голландского»:

  1. «Образцовый» фонарь был очень красив и действительно являлся произведением искусства.
  2. « Голландский» фонарь имел упрощённую конструкцию: светильные камеры ставились на ровные четырёхгранные столбы, от декора отказались, а цельные стёкла заменили на *расстекловку.

*расстекловка — это замена цельных стёкол в фонарях на части

в 1724 году в Санкт-Петербурге было установлено около 1000 голландских фонарей.

Работали фонари все на том же конопляном масле...

Как обслуживали первые стационарные фонари в Петербурге:

-5
  • Фонари надо было обслуживать регулярно- иначе никак.
  • При Петре I, этим занимались фурманщики - полицейские нижних чинов.
  • Один человек обслуживал 10-15 фонарей, работать приходилось в основном на приставной лестнице
  • Лампа заправлялась конопляным маслом и заранее подвешивалась внутри светильной камеры
  • когда темнело фурманщики воспламеняли фитили с помощью специального переносного фонаря
  • Через определённое время (в 1720-е годы - через пять часов) огонь гасили и снимали лампу
  • необходимо было регулярно поправлять фитили и очищать стёкла от копоти и влаги

Для работы выдавались: мерка (отмерять количество масла), нож, щипцы (для нарезания фитилей и снятия с них нагара), кувшин, губка и щётка.

Проработали эти фонари в городе около 70 лет.

фото автора
фото автора

Первые газовые фонари появились в России в 1813 году.

  • 23 мая 1813 года в Санкт-Петербурге впервые зажгли газовые фонари на Адмиралтейском бульваре.

Все это благодаря инженеру-предпринимателю Петру Соболевскому, который создал печь для перегонки дерева в газ

В 1831 году в Городскую думу Санкт-Петербурга был представлен отчёт «Сведения о количестве газовых фонарей», в нем говорилось, что на улицах столицы было несколько десятков газовых светильников, вместо обещанных 6 000. Но им противоречат другие данные: "с 1840 по 1850 год число городских и частных горелок выросло с 938 до 10 361".

Принцип работы такой уличной "горелки":

Газовый светильник в Санкт-Петербурге в XIX веке работал следующим образом:

  • Светильник устанавливался на ажурной литой опоре, внутри которой проходил газопровод
  • Газопровод выглядел в виде длинной тонкой трубки из железа или свинца, ответвлённой от магистральной газоносной трубы, изготовленной из чугуна и зарытой в землю на глубину одного метра.
  • Заканчивался газопровод в полости светильной камеры
  • Для создания устойчивого пламени в верхнюю часть газопровода ввинчивалась горелка, она была различной формы.

Чтобы избежать взрыва, светильная камера газового фонаря была открыта снизу.

Петропавловская крепость, март 2025 , фото автора
Петропавловская крепость, март 2025 , фото автора

Кроме газовых фонарей были еще керосиновые фонари:

В 1863 году в Санкт-Петербурге появились первые керосиновые фонари.

Они вытеснили с улиц масляные светильники.

Причины этому:

  1. Стоимость керосина. В отличие от дорогого китового жира, керосин был более доступным топливом
  2. Ярче. Замена масел на керосин уменьшила образование отложений в лампах и повысила яркость
  3. Упрощение конструкции
  4. Доступность централизованного муниципального освещения- осветили даже не большие провинциальные города

В Петербурге в период с 1863 по 1918 год было установлено около 7 тысяч керосиновых фонарей.

Электрические фонари в Петербурге

Стрелка Васильевского сотрова, март 2025, фото автора
Стрелка Васильевского сотрова, март 2025, фото автора

  • 11 сентября (23 сентября по новому стилю) 1873 года в Санкт-Петербурге на Одесской улице был установлен первый в мире уличный электрический фонарь.

Его изобрёл русский электротехник, изобретатель лампы накаливания Александр Лодыгин.

Он представлял собой фонарь с угольными лампами накаливания. Угольные лампы работали на основе пропускания электрического тока через угольную нить, что приводило к её нагреванию и излучению света.

  • Чуть позже, 12 электрических фонарей зажглись в Санкт-Петербурге в 1879 году на Литейном мосту через Неву.
  • В 1886–1899 годах для нужд освещения работало уже 4 электростанции, и горело 213 подобных светильников.
  • К слову, к началу 20-ого века электричеством были освещены все главные улицы Петербурга. Из 13 950 петербургских фонарей, горевших на улицах города к началу Первой мировой войны, лишь часть светильников являлась электрическими. *(3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых).

* информация из неуточненных источников.

  • К началу 1930-х в городе было уже более 17 000 электрических фонарей, только тогда они окончательно вытеснили масляные и газовые
  • Война. В 1941 году, создали систему маскировочного света: в городе было отключено уличное освещение, соблюдалось правило светомаскировки. Свет восстановили в 1944 году, установки уличного освещения были почти все разрушены, количество светильников восстановилось только к 1950 году.
Невский проспект, март 2025, фото автора
Невский проспект, март 2025, фото автора

В послевоенные годы трест «Ленсвет» вместе с коллективом института «Ленпроект» разработал несколько новых типов чугунных опор, декоративное оформление которых напоминало фонари 19 века.

В 1950гг, на Невском проспекте чугунные опоры фонарей, установленные ещё в начале 19ого века, заменили копиями, окрашенными в серебристый цвет.

  • Новые фонари установили в первую очередь на Васильевском острове, на Московском и Каменноостровском проспектах
  • В 1956 году восстановили чугунные опоры фонарей на Невском проспекте и окрасили их в серебристый цвет.
  • В 2010 году «Ленсветом» была разработана программа по внедрению светодиодных светильников в городе. Первые фонари со светодиодами зажглись на Малой Садовой улице, устаревшие натриевые светильники постепенно стали заменять на светодиодные.

По информации на 2024 год, светодиодные светильники составляют 54% от общего числа фонарей в Санкт-Петербурге. Они потребляют намного меньше энергии.

фото автора
фото автора

Вот такая получилась история с фонарями!

Не стесняйтесь дочитывать и комментировать!

Веду обзоры различных душевных мест Питера. Развиваю молодой канал: "Я люблю Петербург", подписывайтесь и путешествуйте по любимому городу вместе со мной!