Найти в Дзене
леопёрд

Анализ произведения "Парфюмер: История одного убийцы"

Иллюстрация от Алины Вестор "Апофеоз. Вакханалия"
Иллюстрация от Алины Вестор "Апофеоз. Вакханалия"

26 марта немецкий классик современности Патрик Зюскинд отмечает свой день рождения. В этом году знаменитому роману "Парфюмер. История одного убийцы" исполняется 40 лет, именно поэтому я решил прочитать эту работу и рассказать вам о ней.

Я начну сразу с опровержения, пожалуй, главного тезиса большинства аннотаций к книге. Это не детектив – это историческая драма с элементами детективной истории. Интересно, что произведение начинается с того, что Гренуй сравнивается с Бонапартом, в дальнейшем это сравнение обретает смысл не просто как красивый оборот, а цепь мыслей и действий, которые заставляют задуматься, а не сверхчеловек ли наш герой, или лучше сказать, антигерой.Одна из главных заслуг автора – это умение рисовать яркие картины. Если говорить о некоторых деталях, то интереснее всего смотреть, как с помощью реального исторического контекста, с помощью описания запаха автор противопоставляет героя и подводит к тому, что он особенный. Суровые нравы общества Франции 18 века отражены как нельзя лучше. Многие философские умозаключения создаются через призму парфюмерного дела. И под конец стоит упомянуть, как писатель вырисовывает образ антигероя, который, вплоть до конца романа не выстраивается у читателя с русским менталитетом восприятия литературы.

Персонажи, которые в своей массе представлены в негативном свете, отталкивают своей бездушностью, бесчувственностью и алчностью. Ведь его казненная мать кричала на эшафоте не из-за понимания того, что у нее отняли ребенка, а из-за страха смерти. Монах, что приютил его в приходе, имел скверную философию, где деньги были краеугольным камнем, и даже дети в приюте пытались убить непохожего, «не пахнущего» Гренуя. И хоть Жан станет ужасным человеком, возникает вопрос, а каким еще он мог стать, если с младенчества он только и думал, как о выживании? И тут можно было бы сказать что-то еще в защиту клеща-Гренуя, однако автор не оставляет для нас нужного места. Портрет его души строится исключительно на негативных аспектах. Создается ощущение, что он не просто неоднозначный персонаж, но исключительно отрицательный. И все-таки отдельное внимание отводится обонянию главного героя. Мальчик Гренуй не просто хорошо мог различать запахи, он смог собрать десятки тысяч специфических ароматов и умел сочетать их создавая новые, и это не удивительно, поскольку название романа говорящее – Парфюмер.

Внимание в повествовании также уделено суевериям. Например, заведующая думала, что Гренуй чуть ли не исчадье ада, так как он умеет предсказывать будущее и видеть через предметы. В самом начале из-за суеверия, связанного с запахом, возникает риск теологического диспута между обыкновенной кормилицей и монахом. Или знаменитое в прошлом знамение падающей кометы.Часто мы видим даты. Здесь может быть несколько причин, почему и зачем они нужны. Для начала нужно отталкиваться от жанра. Как мне показалось, это что-то между историческим романом и детективным (в детективном случае мы имеем дело с чем-то очень похожим на криминальную хронику). Вероятно, самый известный случай использования данного приема в русской литературе — это «Война и мир» . Только в нем Толстой не мог не дать точных дат, потому что на этом во многом строилась мысль, за которую держался автор. Было необходимо показать с исторической точностью сменяемость событий в эпохе. И мне кажется, что в «Парфюмере» схожая цель. Автор хочет показать, как близок мир французов к революции и коренному изменению сгнившего, вонючего общества. А сам Парфюмер есть неотвратимость этих изменений, созданный в мире сволочей, но имеющий такие данные для того, чтобы оставить след в истории. Ведь как он ставит свою цель? Он не просто хочет изменить мир, нет, он хочет сделать именно РЕВОЛЮЦИЮ в области царства запахов. Отсюда любопытно проследить, как люди реагируют на изменения в обществе. Кормилица перечит служителю церкви, уксусник стал выше потомственного мастера по изготовлению духов, что стало причиной его монолога о том, как мир уже изменился. Однако если смотреть это на паттернах, то мы увидим размышление о сущности власти. Когда люди старого общества, что следовали за Богом и установленном в веках порядком, стали сдавать позиции, и они видят, как юнцы – адепты нового общества перестраивают, хотя на деле уничтожают привычный мир, «читая всяких писак Руссо, Вольтера» и гугенотов. Ход сюжета выстроен так, что мы можем наблюдать всю жизнь Гренуя и фактически видим, что ему пришлось пережить для того, чтобы стать парфюмером.

Экспозиция, на мой взгляд, заканчивается тогда, когда мастер кожевенных дел Грималь дает долю свободы уже подростку Греную, и тот открывает миллионы запахов Парижа. Далее большим этапом жизни Гренуя стала учеба у великого парфюмерного мэтра, который пользуется талантом мальчика, чтобы заработать себе состояние. А дальше мы видим, как мальчик наконец-то обрел счастье в уединении, находясь где-то неподалеку от вулкана. Здесь автор впервые поднимает тему одиночества. Он размышляет, для чего отшельники ищут в уединении специального состояния, что должно, по их мнению, ниспослать им откровение, однако Жан-Батист, что неоднократно подчеркивается автором в описании причин его поступков, не просто далек от Бога и традиционных ценностей XVIII века, он его ни во что не ставит, как и душу умершей матери, как и город Париж, в котором он вырос и дал ему базу знаний. Второй центральной темой становится место творца в мире. В этом плане роль мастера, что обучает главное действующее лицо, это своеобразный контраст. Мы видим, что человек может быть мэтром в искусстве, но его истинные мотивы низки и недостойны его звания. В то же время настоящие гении, сыны и дочери искусства не ищут денег, они даже не хотели бы зарабатывать на жизнь своим искусством, напротив, их цель — это выразить свое я, раскрыть его миру. Отсюда вытекает следующая тема, которую, как мне кажется, раскрыл в одной из маленьких трагедий Пушкин. Моцарт и Сальери — так называется одна из четырех частей Маленьких трагедий. Главная тема этого произведения — это совместимы ли гений и злодейство. И тут я вижу, что Патрик Зюскинд тоже задает этот вопрос читателю.Уже во второй половине романа мы можем заглянуть в душу главного героя. Читатель узнает, что она на самом деле пуста, но при этом за счет единственного, что в ней есть, — империи запахов — она становится незаурядной. Интересно заметить, что только сейчас можно сказать о переломном моменте в росте персонажа, который в следующем эпизоде усилится и дойдет до своего апогея. Если ранее автор называл его ублюдком, клещом и маленьким человеком, то уже сейчас он стал велик и чудовищен, чуть ли не подобен лидийским царям.Гренуй не сразу пошел в Грасс. Перед этим он семь лет жил отшельником в горе на юге Франции, но почему же он принял такое решение? Он наслаждался свободой от города, общества человека и запаха. Как бы парадоксально ни было, но властелину запаха было противно обилие этого аромата, ведь зачастую запах был либо дешевым, либо отвратительным. И сейчас, находясь в одиночестве, он в полной мере стал хозяином запаха. Таким образом, эта преграда в виде осознанного заточения, нелетального самоубийства или банальной зимовки клеща становится вынужденной мерой, чтобы набраться опыта, понять себя и свое истинное место в мире, свои цели. И что самое главное — понять, по какому признаку Гренуй выбивается из общей массы людей. Вот какова была дорога к вершине парфюмерного дела — городу Грасс.И только под конец антигерой пускается в раш. Он убивает по меньшей мере 26-27 человек, щенка и бог знает кого он еще прикончил ради того, чтобы завладеть его «аурой». Но и тут нет прямо-таки детектива с большой буквы. Здесь есть только элементы детектива. Есть прецедент, будоражащий общественность, есть единственный человек, что не верит в то, что можно так просто успокоить жажду маньяка, он рассуждает о его мотивах и, с позволения сказать, философии. Но я повторю, это не «10 негритят».Пожалуй, именно заключительная сцена вызывает самые яркие эмоции. Жестокая казнь против «маленького злодея». Сама сцена напоминает эпизоды смертных казней В. Гюго «Последний день приговоренного к смерти» и Набоков «Приглашение на смертную казнь». И хотя главным образом связаны произведения Набокова и Гюго – эта сцена дополняет сюжетный образ смертной казни. Но все же немного выбивается из-за того, что Гренуй смог создать ситуацию, что переросла в вакханалию, и это было его триумфом.

В заключении я поделюсь с вами впечатлением не как исследователь, но как простой читатель. Главное достоинство книги — это то, что она читается легко, скучных моментов мало, а если они и есть, то они оправданы. Местами книга забавная и очень необычная с точки зрения всяких рассуждений, описаний, однако в ней нет никаких сногсшибательных моментов, которые позволили бы мне дать оценку выше 8 флаконов парфюма из 10.

Автор: Даниил Карабута