Найти в Дзене
Походы выходного дня

Муркум-Улле 2025.

-2

Еще лет 20 назад этот район был малопосещаемым и известным в очень узком кругу любителей воскресных прогулок. Причин для того было много. Но время течет стремительно, и все меняется. Несколько публикаций в газетах, фото и видео отчеты в соцсетях вызвали живой интерес к горному хребту среди крымчан и гостей Севастополя. Сегодня Муркум-Улле является одним из самых посещаемых объектов в окрестностях Балаклавы.

-3
-4

Для очередного похода мы выбрали местом старта село Оборонное, куда приехали на рейсовом городском автобусе. По асфальтированной дороге дошли до источника Иоанна Предтечи и деревянной церкви. Здесь шлагбаум перекрывает движение автотранспорта, и дальнейший путь пролегал по вполне удобной пешеходной дороге вплоть до руин нижнего дивизиона объекта «Сотка». От перевала Камара-Богаз крутая лесная дорога уходит на юг к побережью урочища Инжир. Это самый надежный путь к круглогодичным туристическим палаточным стоянкам на берегу моря в сосновом лесу. Севастопольская дирекция Особо охраняемых природных территорий и лесного хозяйства принимает и размещает туристов вне зависимости от сезона. С этого перевала можно уйти на запад по каменистой гребневой дороге с круговом обзором в Балаклаву с заходом на Южный форт и, так называемую, обзорную «Бочку смерти». По леву руку – море до горизонта, по правую – виноградники «Золотой балки».

-5
-6

Но есть еще одна дорога, ведущая на восток к Варнаутской долине и селу Резервному. Начинается этот путь по старому асфальту, который уже через 150 метров сменяется брусчаткой старой римской дороги. В Крыму у туристов принято называть все старые дороги римскими. А почему бы и нет? Ходили и ездили верхом по ним за долго до прихода римлян, но по преданиям они произвели , как бы сейчас сказали, реконструкцию дороги. Под их «чутким руководством» местные жители вымостили путь диким, едва обработанным, камнем. И этот камень пережил века, сохранив возможность движения по лесу пешеходов и авто-мототранспорта. Что касается автотранспорта, то ключи от всех шлагбаумов находятся у руках лесников и врезаются в замки только в случае крайне служебной необходимости. А вот пешим туристам здесь раздолье, если не объявлен период особой пожарной опасности в лесу. Для походов на Муркум-Улле мы выбираем зимние месяцы или раннюю весну. Летом здесь царит жара на каждой поляне.

-7
-8

Первым ориентиром на дороге сейчас является родник с бетонным оголовком и стальной крышкой. Вода прохладная даже летом. В самом колодце довелось наблюдать группу тритонов, но зимой они спят где-то под слоем листьев или среди корней деревьев. Чуть ниже вода накапливается в крошечном водоеме, который стал поилкой для зверей. И водоем этот, судя по обилию следов, очень популярен среди копытного зверя.

-9
-10
-11

В феврале лиственные деревья в лесу еще спят. И этим периодом в своих интересах пользуется вечнозеленый плющ. Он интенсивно карабкается молодыми побегами по стволам и ветвям дубов, ясеня, граба поближе к солнцу. Сейчас он вне конкуренции в погоне за солнечным светом, источником жизни. Не отстают от плюща и мхи, толстым мягким ковром покрывающие камни и основания стволов деревьев. Влага и свет в лесу сейчас есть. Это самые комфортные условия для простейших растений.

Дорога постепенно поднимается к перевалу на Варнаутскую долину. По римской брусчатке можно идти посуху. Но по обочинам приходится месить зимнюю грязь обводненного склона. Снова множество следов кабана, перерывшего лесные поляны в поисках луковиц и червячков. Неутомимый труженик своим пятачком переворачивает даже большие камни. Словно трактор с плугом прошел, только без следов гусениц.

Перевал отмечен знаками Большой Севастопольской тропы. Не так давно к основным участкам этой тропы добавились дополнительные, делающие путешествия более разнообразными. Теперь желающие могут выбрать маршрут по своим силам и учесть транспортную доступность старта и финиша. Появились и резервные варианты схода с основного маршрута в случае непредвиденных обстоятельств или ухудшения погоды. Тропы промаркированы, и заблудиться на них очень сложно.

На перевале мы прощаемся с римским творением и уходим влево по крутому раскисшему склону на хребет. Через 10-15 минут дорога выполаживается, и мы оказываемся на относительно ровной видовой площадке. На гребне царит можжевеловое редколесье, которое позволяет рассмотреть Севастополь на северо-западе и Варнаутскю долину на юго-востоке с высоты 490 метров над уровнем моря. Без труда угадываются мысы Фиолент и Херсонес, новостройки города, его Северная сторона, район Инкермана и Сахарной головки. Чуть правее сияет на солнце маковка башни над монастырем Шулдан, читаются решетки пещерного монастыря Челтер-Мармара. А там дальше и контуры крепости Мангуп-Кале на плато горы Баба-Даг. Над головой парит стая орлов. Они держатся от нас со стороны солнца и позировать для фото не желают. Цель их охоты – мелкие птицы и мыши. Мы их не интересуем.

Взгляд на юг сразу находит село Гончарное с озером, застройку села Резервного. Видна автострада Севастополь-Ялта с очень интенсивным движением. Над гончарным темнеет лесной склон массива Кокия-Бель, левее – Каланых-Кая. На вершинах и северных склонах Южной гряды гор лежит снег. А у нас на Муркум-Улле 16 градусов выше нуля. Мимо нас проходят группы с детьми и собаками. Идут в футболках и не мерзнут. Под сенью старых дубов в зарослях кустарника находим стайку подснежников. Снега у них так и не было, но солнышко припекает. Дорога по гребню на фоне зеленеющей травы выделяется красноватой глиной. Гребень настолько прямой и ровный, а поляна настолько широкая и длинная, что здесь бы взлетать и садиться легкомоторный самолет. Следует по широкой дороге на северо-восток до развилки троп. Можно спуститься к гроту Каймос или к «изваянию» Нефертити. Туда и отправились догнавшие нас группы. Мы же уходим по маркированной тропе южнее и спускается а каньон реки Сухой.

Вода в ней в месте примыкания тропы есть, хотя дождей давно не было. По каньону идет тропа дополнительного маршрута БСТ. В сравнении с прошлым и позапрошлым годами тропка более протоптана. Видимо, и на ней сказалась растущая популярность маршрута. На Тороповой даче множество народа, все автопарковки плотно загружены. Вдоль линии электропередач по тропе спускаемся к автобусной остановке «Алсу». Автобусы идут с интервалом 5-1- минут. И мы уезжает в Севастополь на транспортный узел «5-й километр Балаклавского шоссе». Январь прошел. Нас ждут февральские походы.

Владимир Илларионов