Слово ересь (αίρεσις) переводится с греческого как "направление" или "выбор", и изначально им называли вообще какое-либо религиозное учение.
В дальнейшем ересями стали называть вероучения, противоречащие одному или нескольким догматам Церкви.
Понятие ереси касается неочевидных, скрытых реалий. Вот пример: тигр – хищник. Он охотится на других животных, а потом ест их. Это очевидно. Другое утверждение: душа человека бессмертна. Такое уже неочевидно: проверить это можно либо умерев телом, либо получив откровение непосредственно от Святого Духа. Бессмертие души – это истина, один из фундаментальных догматов почти всех религий: как ни странно, есть духовные учения, не провозглашающие бессмертие души. Таким было, например, саддукейство.
Догмат – это, в отличие от ереси, не вымысел, облеченный в слова, а элемент духовной истины. Истина существует независимо от человека, поэтому догматы в своей сущности были действительны и до всех соборов христианского духовенства. Сами же соборы были реакцией на распространившуюся в ту или иную эпоху и начавшую наносить духовный вред пастве ересь.
Ересь является смертным грехом ума. Особенную ответственность за него несут люди, которых Бог не обделил ни интеллектом, ни возможностью получать информацию.
Христос Спаситель говорит:
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Следовательно, ложь о духовных реальностях порабощает человека и совершенно очевидно кому – дьяволу. Отсюда вытекает, что раб дьявола – это не раб Бога, значит, еретик, для которого открыты все пути к познанию истины, не спасется.
Чтобы не впасть в такой грех, как осуждение еретиков, ненависть к ним и гордыня, которая говорит: «мы все такие догматичные-каноничные, а вам еретикам проклятым в аду гореть», каждому православному следует помнить, что суды Божьи таинственны, и сосредоточиться на суде Христовом над своей душой. Нужно понимать, что, например, прямо сейчас, где-то на Востоке, за имя Христово убивают еретиков: христиан-монофизитов. Так ли легко повернется язык христианина с нормальным милостивым сердцем сказать, что в ад попадут люди, не отрекшиеся от Спасителя, Который обещал всякого, кто исповедует Его перед людьми Богом, исповедать перед Отцом Небесным (Мф. 10:33)? Точно нет.
В третьей главе книги Бытие мы читаем о возникновении первой ереси. Праматерь Ева решила, что запретные плоды с древа познания добра и зла – это не обыкновенные фрукты, а нечто проклятое и отравленное. Дьявол же убедил Еву, что Бог, якобы, является лжецом и не всемогущим Существом: змей сказал, что вкушение плодов сделает людей свободными от Творца, счастливыми вне молитвы к Нему богами, с чем Сам Бог, якобы, уже ничего поделать не сможет.
Итак, источник ересей – сотрудничество дьявола и непросвещенного истиной, и, на что делал акцент святитель Игнатий (Брянчанинов), гордого как сатана человека. Именно по этой схеме зарождались вообще все ереси, повергавшие земную Церковь Божью в смуту.
Люди и бесплотные духи – разумные существа с творческой способностью. Творить новое можно из материи, а можно из мыслей – придумывать несуществующие реальности. И если одна выдумка может стать просто фантастической книжкой, то другую сила души, называемая верой, может маркировать как имеющую отношение к объективной реальности, что становится либо лжерелигией, либо безбожием, либо ересью.
Из всех разумных существ самой малой творческой способностью обладают святые Ангелы. В некоторых местах Библия описывает их явления праведникам и цитирует их слова. Ангел летит туда, куда велит ему Бог. Также он говорит, что велено, и в рамках истины, но не как диктофон, а исходя из собственного усмотрения.
Бесы же являются ангелами, некогда превратившимися в злобных гордых выдумщиков и смутьянов. Коварство падшего духа в том, что об истине он осведомлен гораздо лучше своей потенциальной жертвы, которую он хочет превратить в еретика, но, будучи злым, ангел-отступник не желает прозрения людей. Ненависть сатаны иногда превосходит даже его тщеславие – чтобы погубить людей, он внушил многим из них, что никаких духов вообще не существует.
Бес может сочинить ересь самостоятельно, а потом с помощью своей духовной силы внушить ее человеку как некое духовное откровение, а может и просто прилететь и вызвать в уме духовного фантазера желание придумать новое лжеучение.
Вот еще некоторые мысли святителя Игнатия (Брянчанинова) о ересях и еретиках:
- Ересь не только омрачает ум, но сильно ожесточает сердце, чем убивает его вечной смертью.
- Еретик более всех других грешников похож на беса, главный грех которого – богоборчество и богохульство.
- Еретик презирает и осуждает всех, кто не принадлежит его секте. Он воспринимает всех верующих в то, во что не верит он сам, как мерзость и ненавидит их.
- Дьявол не всегда стремится заразить еретика или раскольника другими страстями.