«Когда ребёнок не слушает, это не всегда непослушание. Это часто призыв: “Заметь меня. Будь рядом.”»
Фрэн Уотсон
— Я объясняю спокойно. Несколько раз.
— А он будто в вакууме.
— Смотрит мимо. Продолжает делать по-своему.
— А я потом срываюсь… и всё равно не помогает.
Если вы узнали себя в этом описании — вы не одни. Это одна из самых частых тем на консультациях: «Мой ребёнок меня не слышит».
Когда родитель говорит «не слышит», он имеет в виду не физиологический слух, а невозможность ребёнка воспринять, понять или отреагировать на обращение.
Но важно: в большинстве случаев ребёнок слышит — но не может присоединиться. И на это есть причины.
1. Эмоциональный перегруз. У детей ещё не развиты механизмы устойчивой саморегуляции. Когда они перевозбуждены, уставшие, голодные, расстроенные — префронтальная кора (та часть мозга, которая отвечает за планирование, слушание, контроль) буквально «выключается».
Что слышит ребёнок в этот момент? Ничего. Только внутренний шум. И попытка выжить в этом хаосе.
Комментарий:
«Когда ребёнок в стрессе, ему не нужен инструктаж. Ему нужна поддержка, безопасность и время на восстановление. Только потом — разговор».
2. Накопленное напряжение в отношениях. Если в повседневности ребёнка часто критикуют, поправляют, требуют, — его психика может выстраивать защиту: «Не слышать, чтобы не попадать под давление».
Это пассивный протест. Он не капризный. Он защищается.
Комментарий:
«Иногда “не слышу” — это “не доверяю”. Если нет ощущения эмоциональной связи, слова не проникают вглубь. Они воспринимаются как фон или угроза».
3. Слишком много слов. Многие дети не справляются с длинными, сложными объяснениями. Особенно если за ними — раздражение или скрытая злость.
Если родитель говорит:— «Ну сколько можно! Я тебе уже объясняла! Почему ты меня не слушаешь? Я устала повторять!» —ребёнок слышит только: «Я плохой». И закрывается.
Комментарий:
«Чем сильнее эмоциональный градус, тем проще должна быть речь. Один посыл, спокойный голос, контакт глазами — это работает лучше, чем 10 фраз подряд».
4. Нарушенный контакт привязанности. Если ребёнок часто не слышит, игнорирует, не идёт на контакт — это может быть признаком трудности с формированием привязанности.
Такое бывает у детей, которые:— испытали раннюю разлуку с мамой;— чувствовали нестабильность (то тепло, то холод);— воспринимали родителя как источник стресса, а не безопасности.
Комментарий:
«Поведение ребёнка — это отражение отношений. Если ребёнок “глух”, стоит не усиливать давление, а восстановить контакт: телесный, эмоциональный, доброжелательный».
Что с этим делать?
- Выстраивать близость, а не контроль. Не «как донести», а «как стать услышанным». Это про доверие, регулярный эмоциональный контакт, внимание к чувствам ребёнка.
- Говорить проще, мягче, ближе. На уровне тела, взгляда, касания. Важно не только что вы говорите, но и как вы рядом.
- Замедляться. Если вы чувствуете раздражение, отойдите. Сначала успокойтесь сами. Потом — говорите. Спокойный взрослый — доступный взрослый.
- Переходить от инструкций к сотрудничеству. Вместо «Убери!», сказать: «Давай вместе приберём. С чего начнём?» Вместо «Ты опять…», сказать: «Я вижу, тебе сложно. Давай подумаем, как помочь».
Когда ребёнок не слышит — это не значит, что он вас не любит или не уважает. Это может быть крик о помощи. Или защита. Или усталость.
На консультации мы можем вместе найти, что стоит за этим «не слышу», и как восстановить ту связь, в которой вас будут слышать — с первого раза, без крика и обиды.
Потому что ребёнок может услышать. Если рядом будет тот, кто по-настоящему хочет быть услышанным — с уважением, теплом и вниманием.
Запись на консультации
Телефон, Telegram, WhatsApp: +7 916 678 4270
Telegram-канал: https://t.me/tatianayakhudinaa
Автор: Яхудина Татьяна Семеновна
Психолог, Краткосрочная терапия консультация
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru