Найти в Дзене
АиФ – Санкт-Петербург

Конец «Апрашке»? Власти обещают привести в порядок старейший рынок Питера

Оглавление
   Останется ли «Апрашка» такой же популярной среди жителей города после реконструкции?
Останется ли «Апрашка» такой же популярной среди жителей города после реконструкции?

На минувшей неделе случился масштабный рейд в Апраксином дворе – огромном рыночном квартале в центре Петербурга, который славится своей дешевизной и криминалом. Силовики изымали контрафактные товары и сносили незаконные торговые павильоны.

Но удастся ли и в самом деле ввести это рыночное пространство в некие цивилизованные рамки? Ведь власти и ранее неоднократно пытались навести порядок на «Апрашке», и каждый раз через какое-то время всё возвращалось на круги своя.

«Шуму было много»

На пережившем масштабный рейд силовиков рынке – всё, в целом, спокойно. В понедельник большинство торговых точек открылись, как обычно.

«Снесли несколько павильонов. Шуму было много. Но я думаю, что ничего не изменится. Я лично не переживаю, у меня российское гражданство. А других парней позабирали. Штраф заплатят и вернутся. У нас точка – законная, аренду платим, так что всё нормально. А ты почему спрашиваешь? Журналист? Купи куртку, журналист, я тебе интервью дам, всё-всё расскажу», – предлагает свой товар продавец, представившийся Артуром.

Напоминание об историческом прошлом рынка
Напоминание об историческом прошлом рынка

Сейчас в поисках натуры для съёмок фильмов про 1990-е киношники рыщут по спальным районам провинциальных городов, хотя рыночные реалии того смутного времени они могут снимать прямо в центре Петербурга. Апраксин двор был основан ещё в 1754 году, а в ХХ веке стал главным вещевым рынком города. В 1990-е у этой территории, раскинувшейся на 5 гектаров земли на улице Садовой и отделённой от прочего Петербурга историческими зданиями торговых рядов, сложилась отчётливо криминальная репутация – здесь торговали любыми товарами (предпочитая контрафакт), в полулегальных гостиницах «Апрашки» находили приют разнообразные беглецы от закона, иногда в переулках сверкали ножи. С тех пор атмосфера на рынке принципиально не изменилась. Разве что мигранты из Средней Азии численно потеснили торговцев из Закавказья.

Но, тем не менее, Апраксин двор пользуется неизменной популярностью у жителей Петербурга и Ленобласти – где ещё в центре северного мегаполиса можно задёшево купить «брендовые» вещи или набрать фруктов по нормальной цене? А что для этого придётся «постоять на картоночке» или внимательно следить, чтобы в пакет не напихали гнилья – это неизбежная плата за дешевизну.

В то же время городские власти всегда смотрели на Апраксин двор, как на пережиток смутного времени, с которым надо бы расстаться. Проблема, однако, оказалась в запутанной схеме хозяйствования – только часть исторических зданий принадлежит городу, а вот остальные находятся в частной собственности, причём не у одного владельца. Накануне чемпионата мира 2018 года Смольный уже пытался «зачистить» Апраксин двор, но вскоре всё вернулось к прежней практике.

Апрашка - это целый город в городе
Апрашка - это целый город в городе

И вот 20 марта – новая попытка. На «Апрашку» нагрянули сразу более 500 сотрудников полиции и Росгвардии, чиновников, представителей разнообразных контролирующих ведомств. Выявленные незаконные торговые павильоны сносили тут же. Товар складывали на пыльные тротуары. Торговцы показывали документы. Кого-то задерживали. Всего, по словам вице-губернатора Петербурга Игоря Потапенко (бывший глава ФСИН Петербурга, курирует в администрации силовой блок), за день был демонтирован 31 незаконный торговый объект, а также изъяты шесть транспортных средств и автоприцепов, более 1000 блоков контрафактных сигарет,

195 мешков с одеждой и обувью, 31 коробка с мелкими вещами и другие товары на общую сумму около 5 млн рублей. Специалисты комитета по контролю за имуществом также нашли нарушения в использовании 73 объектов нежилого фонда: в пяти случаях помещения были заняты нелегально. Кроме этого, силовики нашли 25 нарушителей миграционного законодательства и вручили повестки в военкомат 33 новым обладателям российского гражданства.

«Мы вернёмся»

В Смольном отмечают, что это – не разовая акция. Ещё в начале января глава комитета по инвестициям Иван Складчиков обещал принять «принципиальное решение» о судьбе этого квартала. В марте городская администрация объявила о решении сдать в аренду принадлежащие городу корпуса Апраксина двора. А Игорь Потапенко пообещал, что работа по наведению порядка продолжится.

«Видел комментарии и сообщения, где жители пишут, что подобные акции не имеют смысла, потому что через несколько дней торговцы вернутся на свои места. Отвечаю – вернёмся и мы», – написал вице-губернатор в своём телеграм-канале.

Серьёзность намерений подтвердил и губернатор.

«Совместно с правоохранительными органами продолжим приводить в порядок знаковые для города объекты», – пояснил Александр Беглов логику действий Смольного.

И, действительно, сумели же всего за день очистить от незаконных торговых ларьков территорию около Спаса на Крови? Хотя они стояли там десятилетиями и казались вечными. Возможно, удастся справиться и с «Апрашкой».

Часть рынка теперь выглядит вот так
Часть рынка теперь выглядит вот так

Мнение эксперта

Урбанист, руководитель студии территориального развития VRN Даниил Воронин:

«Апраксин рынок – отличное место, где можно купить за цену ниже рыночной какую-либо одежду, обувь и так далее. Многие петербуржцы за это и любят это место при всех своих минусах, таких, как мигранты, злачность и криминал. Сейчас ходят новости о реконструкции рынка. Это, безусловно, нужно. Насколько рынок изменится после реконструкции – вопрос. Если смотреть опыт Москвы, многие пищевые рынки, которые москвичи любили за дешевизну, после реконструкции становились приятным и даже модным местом, переставая при этом быть доступным в ценовом сегменте, что местных жителей злило. С Апраксиным двором может повториться та же история. Здесь, как всегда, сложный элемент маневрирования между бизнесом, который инвестирует в реконструкцию, бизнесом, который работает на «Апрашке», местными жителями и властью. Задача разработчиков проекта как раз найти компромисс между всеми. Будут ли они это делать – другой вопрос. Но для качественного проекта это необходимо».