«Азербайджан не заинтересован в мирных отношениях с Арменией. Он вообще провозгласил армянский народ своим врагом и, исходя из этого, поставил перед собой цель уничтожить Армению, чтобы здесь не осталось армянской государственности», – заявил в интервью Panorama.am кавказовед Карен Игитян.
Он подчеркнул, что таков план турецко-азербайджанского тандема.
Комментируя вчерашнее заявление азербайджанского президента Ильхама Алиева о том, что именно он является инициатором начала мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном, Игитян отметил: «Эти слова Алиева рассчитаны на внешнюю аудиторию, для европейцев, со стороны которых он подвергается критике за свою реваншистскую, милитаристскую и националистическую политику. Хотя вопрос введения против него санкций не обсуждается, тем не менее, проводимая им политика, осуществленные им этнические чистки осуждаются на Западе.
Теперь он хочет предстать перед Западом в ином свете – как миротворец, который делает все возможное для установления мира», – добавил эксперт.
Между тем, как подчеркнул Игитян, факты говорят об обратном: Азербайджан всегда выступал с позиций силы. Его риторика всегда сводилась к следующему: «Либо вы соглашаетесь на наши условия по Арцаху, либо мы начнем войну». Всякий раз, когда делались заявления о недопустимости применения силы, это касалось именно Азербайджана.
«Мы увидели, что инициированная Азербайджаном апрельская война 2016 года также сводилась к этому: дескать, не хотите сдавать то, что мы хотим, возьмем это войной. Но в 2016 году у Баку ничего не вышло. Тогда Азербайджан потерпел политическое поражение. Позже, в 2020 году, он добился своего. Агрессия против Армении в 2021–2022 годах также была продолжением этой политики: Баку захватывал территории – с боями или без них, ставя Ереван перед фактом: мол, теперь говорить будем с этих позиций. Затем, в 2023 году, Азербайджан применил силу и провел этническую чистку в Арцахе. Если мы проанализируем реальность и факты, увидим: Алиев несет не мир, а войну», – заявил эксперт.
Разве не понимает все это руководство Армении?
Кавказовед обратил внимание, что армянские власти делают противоречивые заявления. То они называют азербайджанскую сторону конструктивной и отмечают прогресс в переговорах, то говорят о деструктивности Баку и существующей угрозе, а позже заявляют, что угрозы нет.
«Заявления и реальные мысли действующего правительства Армении могут не совпадать. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что Азербайджан уже создал этот напряженный фон, что он выступает с воинственными заявлениями, с реваншистских позиций. В Азербайджане сформировалось нацистское, реваншистское государство, которое, естественно, стремится к большой войне, к новой победе над Арменией», – подчеркнул Игитян.
Коснулся Игитян и того, что Никол Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте 26 марта заявил, будто Карабахское движение мешает государственности и не должно продолжаться.
«Я думаю, что Пашинян придерживается тех же взглядов, что и 20 лет назад. Люди из этого крыла считают, что Арцахское движение и сам Арцах были якобы обузой для Армении. В их представлении, прекращением Арцахского движения они закрывают эту плохую страницу, открывают новую, лучшую. Однако, проанализировав факты, мы видим: отказ от Арцаха привел к беспрецедентным проблемам в сфере безопасности Армении, которых не существовало, пока был Арцах.
Закрывая арцахскую страницу, они открывают страницу Сюника, и Азербайджан явно уже открыл ее. Отказ от исторических прав армян ведет лишь к усилению фальсифицированных территориальных претензий Азербайджана. Армения идет на уступки, но Азербайджан ни от чего не отказывается. Чем больше Армения отступает в исторических, политических и стратегических вопросах, тем активнее Азербайджан продолжает свою пропаганду. А пропаганда – это политический инструмент. Суть этой политики Баку – представить армян как оккупантов, как народ, который якобы совершил геноцид и оккупировал "исторические земли" Азербайджана. И что же, по их логике, должен делать турецко-азербайджанский тандем? Очевидно, "вернуть" эти земли. Эта пропаганда отражает реальные цели Азербайджана», – заключил Игитян.