Найти в Дзене

Новый день России начинается на Дальнем Востоке

С 2022 года Российская Федерация находится в условиях беспрецедентного санкционного давления. Вместе с тем, как показало время, российская экономика не просто выстояла, но и продолжила успешно развиваться – темпы роста второй год подряд оказались выше среднемировых. Устойчивость экономики была обеспечена, прежде всего, умелыми действиями высшего руководства страны, федеральных органов власти совместно с субъектами Российской Федерации. Искусно разработанные и вовремя реализованные оперативные меры по стабилизации экономики позволили сохранить фокус на долгосрочном развитии. Однако, как считает большинство аналитиков, до 2036 года Российской Федерации предстоит столкнуться и с другими вызовами. Важнейшим фактором развития оста­нутся демографические вызовы. В силу объективных демографиче­ских трендов в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться. В настоящее время крайне необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить стабилизацию рождаемости, снижение смерт

С 2022 года Российская Федерация находится в условиях беспрецедентного санкционного давления. Вместе с тем, как показало время, российская экономика не просто выстояла, но и продолжила успешно развиваться – темпы роста второй год подряд оказались выше среднемировых. Устойчивость экономики была обеспечена, прежде всего, умелыми действиями высшего руководства страны, федеральных органов власти совместно с субъектами Российской Федерации. Искусно разработанные и вовремя реализованные оперативные меры по стабилизации экономики позволили сохранить фокус на долгосрочном развитии. Однако, как считает большинство аналитиков, до 2036 года Российской Федерации предстоит столкнуться и с другими вызовами.

Важнейшим фактором развития оста­нутся демографические вызовы. В силу объективных демографиче­ских трендов в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться. В настоящее время крайне необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить стабилизацию рождаемости, снижение смертности, повышение продолжительности жизни.

-2

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является самым крупным по протяженности и, одновременно, самым малонаселенным федеральным округом России. Площадь территории ДФО составляет 41% общей террито­рии, где проживает всего 4,2% населе­ния страны. ДФО богат природными ресурсами, занимает лидирующие позиции по запасам алмазов, урана, драгоценных и цветных металлов, редкоземельных элемен­тов. На Дальневосточный бассейн приходится около 74% добычи водных биоресурсов в стране. Запас древесины в ДФО составляет 30% от общероссийского. При этом де­мографическая особенность макрорегиона – низкая плот­ность населения – 1,1 человека на 1 кв. км и неравномер­ность его расселения – 75% сконцентрировано в южных районах. Проблема заселенности Дальнего Востока была актуальна на протяжении всего периода его освоения. До середины 80-х годов формирование населения Дальнего Востока поддерживалось государственной заинтересован­ностью в ускоренном развитии производительных сил. В результате регион имел такие высокие темпы прироста населения, каких не было ни в одном из экономических районов России.

За 1926 – 1985 годы численность населе­ния Дальнего Востока увеличилась в 4,8 раза. Постоянный прирост населения на 30-40% формировался за счет по­ложительного сальдо миграции с другими территориями РСФСР, союзных республик и даже иностранными государ­ствами. С началом политических и экономических реформ 1990-х годов государство, по существу, отказалось от своих обязательств в отношении какой-либо концентрированной социальной и экономической политики на Дальнем Востоке. Демографическая ситуация в регионе стала формироваться под воздействием кризиса экономики и общего снижения уровня жизни, ненадлежащей системы социальной защиты семей с детьми. Численность населения Дальнего Востока стала стремительно снижаться как за счет естественной убыли населения, так и за счет его переселения в западные регионы России – с 10,5 млн человек в 1991 году до 7,8 млн человек в 2024 году. И эта тенденция, к сожалению, сохраняется.

Стабилизация рождаемости потребует дальнейшего улучшения инфраструктуры для семей с детьми. В современных условиях помимо традиционной ин­фраструктуры – детских садов, школ, объектов здравоох­ранения – возрастает спрос на качественную досуговую и туристическую инфраструктуру, инфраструктуру дополни­тельного образования, выявления и развития талантов. Для обеспечения роста продолжительности жизни в здравоох­ранении необходимо обеспечить сочетание доступности (в том числе территориальной) базовой медицинской помощи, первичного звена, повышения качества диагностики (в том числе за счет развития телемедицины) и доступности высо­котехнологичной помощи. При этом, продолжительность жизни – один из важнейших индикаторов качества жизни людей. В России продолжит расти доля населения старших возрастов, в том числе за счет возврата на траекторию увеличения продолжительности жизни. Соответственно, расширится потребность в инфраструктуре, соответству­ющей потребностям населения старших возрастов – как традиционной для этого поколения инфраструктуре здра­воохранения и социального обеспечения, так и прежде не востребованной в таких масштабах досуговой, образова­тельной и туристической.

Начало 2025 года ознаменовалось утверждением Прави­тельством Российской Федерации нового Единого плана по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года (Единый план). Данный доку­мент был сформирован в соответствии с поручением Пре­зидента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, и определил стратегические приоритеты страны по достижению национальных целей и характеризующих их показателей на ближайшие годы. Основная цель реализации Единого плана – успешное выполнение долгосрочной задачи выхода на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития в условиях имеющихся вы­зовов. Достижение национальных целей в конечном итоге призвано максимально нивелировать территориальные различия между регионами: уровень и качество жизни населения в различных частях страны должны стать оди­наково высокими, в равной степени комфортно должны чувствовать себя и сельские, и городские жители, должна быть обеспечена транспортная доступность в масштабах всей страны, региональные экономики должны достичь равной конкурентоспособности.

Дальний Восток в настоящее время продолжает характе­ризоваться тем, что уровень качества жизни в данном макро­регионе в разы отстает от средне­российского уровня. Отсюда и низ­кий уровень продолжительности жизни, более высокая смертность населения в трудоспособном воз­расте, чем в среднем по стране. В макрорегионе в недостаточной степени обеспечены доступность медицинской помощи, образова­ния, услуг учреждений культуры и спорта в удаленных и сельских населенных пунктах, доля ветхого и аварийного жилья значительно выше средних значений по Россий­ской Федерации, а ввод жилья нижетаких значений. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на Дальнем Востоке в 5,2 раза ниже среднероссийского уровня. Все это вкупе и приводит к непрекращающемуся миграционному оттоку населения. А достижение национальных целей развития на территории Дальневосточного федерального округа требует дифференцированного подхода.

Национальные цели предусматривают сохранение на­селения, укрепление здоровья и повышение благопо­лучия людей, поддержку семьи; реализацию потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; ком­фортную и безопасную среду для жизни; экологическое благополучие; устойчивую и динамичную экономику; технологическое лидерство; цифровую трансформа­цию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. В этой связи наиболее приоритетными для развития ДФО областями в эконо­мике, социальной и инфраструктурной сфере являются следующие направления.

Повышению качества жизни во многом послужит успеш­ная реализация утвержденных мастер-планов развития 25 дальневосточных городов. От этого зависят дальнейшее развитие перспективных отраслей экономики, создание новых рабочих мест и дополнительных возможностей для самореализации. Реализация проектов общей стоимостью в 4,4 трлн рублей позволит до 2030 года улучшить условия жизни 4 млн человек.

-3

Следующим по значимости приоритетным направле­нием является развитие транспортных коридоров, связывающих Дальний Восток как с Европой, так и с Азией. В частности, планируется увеличить провозную способность Северного морского пути почти в четырераза, до 150 млн тонн, к 2030 году, а Восточного полиго­на – до 270 млн тонн к 2032 году. Это не только придаст мощнейший стимул для дальневосточных производств, но и позволит региону зарабатывать значительные средства на транзите грузов.

Огромное значение приобретает развитие энергетики. С учетом растущей динамики дальневосточной экономики прогнозируется дефицит электроэнергии – по подсчетам к 2030 году он составит около 1900 МВт. Поэтому в самое ближайшее время необходимо решать этот вопрос через разработку новой комплексной программы развития энер­гетики в регионе. Программа развития энергетики должна включить в себя возведение новых противопаводковых гидроэлектростанций, перевод угольных станций на газ, а также строительство атомных электростанций малой мощности.

Большое внимание следует уделить сфере туризма. В 2023 году число туристических поездок на Дальний Вос­ток достигло значения в 6,1 млн или 4% общего числа по стране. В 2024 году тренд на увеличение туристического потока продолжился.

Реализация амбициозных планов невозможна без при­влечения инвестиций – это тоже большой приоритет для Дальнего Востока. Ожидается, что к 2030 году в экономику региона будет вложено не менее 10,5 трлн руб. Вместе с тем, Дальний Восток обладает таким большим потенциалом, что раскрыть его, используя лишь внутренние возможности страны, нереально. Необходимо активное сотрудничество с зарубежными партнерами. В 2024 году было определено несколько площадок для создания на Дальнем Востоке Международных территорий опережающего развития (МТОР), ориентированных прежде всего на иностранный бизнес и совместные предприятия. Это, например, МТОР «Западная» в Приморском крае, «Ровная» в Амурской об­ласти, «Нижнеленинское» в Еврейской автономной области и остров Большой Уссурийский в Хабаровском крае.

-4

Не теряют своей актуальности такие направления, как дальнейшее развитие цифровизации управления регио­нами, а также обеспечение экономики квалифицирован­ными кадрами.

Реализация всех намеченных планов превратит и уже превращает территорию ДФО в одну огромную строительную площадку. В этой связи, считаю крайне необходимыми совершенствование территориального планирования и градостроительного зонирования, по­вышение эффективности использования земель – в том числе за счет создания единой платформы пространствен­ных данных, которые сделают возможным долгосрочное планирование. Национальное объединение строителей всемерно будет содействовать качественному развитию строительной отрасли и достижению всех националь­ных целей государства. НОСТРОЙ, являясь крупнейшим объединением саморегулируемых организаций в строительной сфере с более чем 102 000 компаниями, осу­ществляющими жилищно-граждан­ское и промышленное строительство, принимает самое активное участие в преобразовании Дальнего Востока. Впереди еще много работы, но со­стоятельность и эффективность системы саморегули­рования уже давно не требует никаких подтверждений.

Обращаясь к Федеральному Собранию в феврале 2024 года, Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, попросил сверстать основные расходы бюджета и инвестиции не только на ближайшие три года, но на более долгосрочную перспективу – до 2030 года. Одновременно глава государства подчеркнул: «Глав­ный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег. Главное – это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь. Мас­штаб исторических вызовов, которые стоят перед Россией, требует предельно четкой, слаженной работы государства, гражданского общества, бизнеса».

Глубоко убежден в том, что строители Дальневосточного федерального округа, совместно с коллегами со всей нашей необъятной страны, приложат все усилия для успешного достижения всех национальных целей развития. И новый день России, как и всегда, начнется на Дальнем Востоке, а солнце никогда не зайдет над нашей Родиной.

Координатор Национального объединения строителей по Дальневосточному федеральному округу, генеральный директор Ассоциации СРО «Союз строителей Якутии» А.И. Габышев

Новый день России начинается на Дальнем Востоке