С 2022 года Российская Федерация находится в условиях беспрецедентного санкционного давления. Вместе с тем, как показало время, российская экономика не просто выстояла, но и продолжила успешно развиваться – темпы роста второй год подряд оказались выше среднемировых. Устойчивость экономики была обеспечена, прежде всего, умелыми действиями высшего руководства страны, федеральных органов власти совместно с субъектами Российской Федерации. Искусно разработанные и вовремя реализованные оперативные меры по стабилизации экономики позволили сохранить фокус на долгосрочном развитии. Однако, как считает большинство аналитиков, до 2036 года Российской Федерации предстоит столкнуться и с другими вызовами.
Важнейшим фактором развития останутся демографические вызовы. В силу объективных демографических трендов в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться. В настоящее время крайне необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить стабилизацию рождаемости, снижение смертности, повышение продолжительности жизни.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является самым крупным по протяженности и, одновременно, самым малонаселенным федеральным округом России. Площадь территории ДФО составляет 41% общей территории, где проживает всего 4,2% населения страны. ДФО богат природными ресурсами, занимает лидирующие позиции по запасам алмазов, урана, драгоценных и цветных металлов, редкоземельных элементов. На Дальневосточный бассейн приходится около 74% добычи водных биоресурсов в стране. Запас древесины в ДФО составляет 30% от общероссийского. При этом демографическая особенность макрорегиона – низкая плотность населения – 1,1 человека на 1 кв. км и неравномерность его расселения – 75% сконцентрировано в южных районах. Проблема заселенности Дальнего Востока была актуальна на протяжении всего периода его освоения. До середины 80-х годов формирование населения Дальнего Востока поддерживалось государственной заинтересованностью в ускоренном развитии производительных сил. В результате регион имел такие высокие темпы прироста населения, каких не было ни в одном из экономических районов России.
За 1926 – 1985 годы численность населения Дальнего Востока увеличилась в 4,8 раза. Постоянный прирост населения на 30-40% формировался за счет положительного сальдо миграции с другими территориями РСФСР, союзных республик и даже иностранными государствами. С началом политических и экономических реформ 1990-х годов государство, по существу, отказалось от своих обязательств в отношении какой-либо концентрированной социальной и экономической политики на Дальнем Востоке. Демографическая ситуация в регионе стала формироваться под воздействием кризиса экономики и общего снижения уровня жизни, ненадлежащей системы социальной защиты семей с детьми. Численность населения Дальнего Востока стала стремительно снижаться как за счет естественной убыли населения, так и за счет его переселения в западные регионы России – с 10,5 млн человек в 1991 году до 7,8 млн человек в 2024 году. И эта тенденция, к сожалению, сохраняется.
Стабилизация рождаемости потребует дальнейшего улучшения инфраструктуры для семей с детьми. В современных условиях помимо традиционной инфраструктуры – детских садов, школ, объектов здравоохранения – возрастает спрос на качественную досуговую и туристическую инфраструктуру, инфраструктуру дополнительного образования, выявления и развития талантов. Для обеспечения роста продолжительности жизни в здравоохранении необходимо обеспечить сочетание доступности (в том числе территориальной) базовой медицинской помощи, первичного звена, повышения качества диагностики (в том числе за счет развития телемедицины) и доступности высокотехнологичной помощи. При этом, продолжительность жизни – один из важнейших индикаторов качества жизни людей. В России продолжит расти доля населения старших возрастов, в том числе за счет возврата на траекторию увеличения продолжительности жизни. Соответственно, расширится потребность в инфраструктуре, соответствующей потребностям населения старших возрастов – как традиционной для этого поколения инфраструктуре здравоохранения и социального обеспечения, так и прежде не востребованной в таких масштабах досуговой, образовательной и туристической.
Начало 2025 года ознаменовалось утверждением Правительством Российской Федерации нового Единого плана по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года (Единый план). Данный документ был сформирован в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, и определил стратегические приоритеты страны по достижению национальных целей и характеризующих их показателей на ближайшие годы. Основная цель реализации Единого плана – успешное выполнение долгосрочной задачи выхода на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития в условиях имеющихся вызовов. Достижение национальных целей в конечном итоге призвано максимально нивелировать территориальные различия между регионами: уровень и качество жизни населения в различных частях страны должны стать одинаково высокими, в равной степени комфортно должны чувствовать себя и сельские, и городские жители, должна быть обеспечена транспортная доступность в масштабах всей страны, региональные экономики должны достичь равной конкурентоспособности.
Дальний Восток в настоящее время продолжает характеризоваться тем, что уровень качества жизни в данном макрорегионе в разы отстает от среднероссийского уровня. Отсюда и низкий уровень продолжительности жизни, более высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, чем в среднем по стране. В макрорегионе в недостаточной степени обеспечены доступность медицинской помощи, образования, услуг учреждений культуры и спорта в удаленных и сельских населенных пунктах, доля ветхого и аварийного жилья значительно выше средних значений по Российской Федерации, а ввод жилья нижетаких значений. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на Дальнем Востоке в 5,2 раза ниже среднероссийского уровня. Все это вкупе и приводит к непрекращающемуся миграционному оттоку населения. А достижение национальных целей развития на территории Дальневосточного федерального округа требует дифференцированного подхода.
Национальные цели предусматривают сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержку семьи; реализацию потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; комфортную и безопасную среду для жизни; экологическое благополучие; устойчивую и динамичную экономику; технологическое лидерство; цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. В этой связи наиболее приоритетными для развития ДФО областями в экономике, социальной и инфраструктурной сфере являются следующие направления.
Повышению качества жизни во многом послужит успешная реализация утвержденных мастер-планов развития 25 дальневосточных городов. От этого зависят дальнейшее развитие перспективных отраслей экономики, создание новых рабочих мест и дополнительных возможностей для самореализации. Реализация проектов общей стоимостью в 4,4 трлн рублей позволит до 2030 года улучшить условия жизни 4 млн человек.
Следующим по значимости приоритетным направлением является развитие транспортных коридоров, связывающих Дальний Восток как с Европой, так и с Азией. В частности, планируется увеличить провозную способность Северного морского пути почти в четырераза, до 150 млн тонн, к 2030 году, а Восточного полигона – до 270 млн тонн к 2032 году. Это не только придаст мощнейший стимул для дальневосточных производств, но и позволит региону зарабатывать значительные средства на транзите грузов.
Огромное значение приобретает развитие энергетики. С учетом растущей динамики дальневосточной экономики прогнозируется дефицит электроэнергии – по подсчетам к 2030 году он составит около 1900 МВт. Поэтому в самое ближайшее время необходимо решать этот вопрос через разработку новой комплексной программы развития энергетики в регионе. Программа развития энергетики должна включить в себя возведение новых противопаводковых гидроэлектростанций, перевод угольных станций на газ, а также строительство атомных электростанций малой мощности.
Большое внимание следует уделить сфере туризма. В 2023 году число туристических поездок на Дальний Восток достигло значения в 6,1 млн или 4% общего числа по стране. В 2024 году тренд на увеличение туристического потока продолжился.
Реализация амбициозных планов невозможна без привлечения инвестиций – это тоже большой приоритет для Дальнего Востока. Ожидается, что к 2030 году в экономику региона будет вложено не менее 10,5 трлн руб. Вместе с тем, Дальний Восток обладает таким большим потенциалом, что раскрыть его, используя лишь внутренние возможности страны, нереально. Необходимо активное сотрудничество с зарубежными партнерами. В 2024 году было определено несколько площадок для создания на Дальнем Востоке Международных территорий опережающего развития (МТОР), ориентированных прежде всего на иностранный бизнес и совместные предприятия. Это, например, МТОР «Западная» в Приморском крае, «Ровная» в Амурской области, «Нижнеленинское» в Еврейской автономной области и остров Большой Уссурийский в Хабаровском крае.
Не теряют своей актуальности такие направления, как дальнейшее развитие цифровизации управления регионами, а также обеспечение экономики квалифицированными кадрами.
Реализация всех намеченных планов превратит и уже превращает территорию ДФО в одну огромную строительную площадку. В этой связи, считаю крайне необходимыми совершенствование территориального планирования и градостроительного зонирования, повышение эффективности использования земель – в том числе за счет создания единой платформы пространственных данных, которые сделают возможным долгосрочное планирование. Национальное объединение строителей всемерно будет содействовать качественному развитию строительной отрасли и достижению всех национальных целей государства. НОСТРОЙ, являясь крупнейшим объединением саморегулируемых организаций в строительной сфере с более чем 102 000 компаниями, осуществляющими жилищно-гражданское и промышленное строительство, принимает самое активное участие в преобразовании Дальнего Востока. Впереди еще много работы, но состоятельность и эффективность системы саморегулирования уже давно не требует никаких подтверждений.
Обращаясь к Федеральному Собранию в феврале 2024 года, Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, попросил сверстать основные расходы бюджета и инвестиции не только на ближайшие три года, но на более долгосрочную перспективу – до 2030 года. Одновременно глава государства подчеркнул: «Главный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег. Главное – это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь. Масштаб исторических вызовов, которые стоят перед Россией, требует предельно четкой, слаженной работы государства, гражданского общества, бизнеса».
Глубоко убежден в том, что строители Дальневосточного федерального округа, совместно с коллегами со всей нашей необъятной страны, приложат все усилия для успешного достижения всех национальных целей развития. И новый день России, как и всегда, начнется на Дальнем Востоке, а солнце никогда не зайдет над нашей Родиной.
Координатор Национального объединения строителей по Дальневосточному федеральному округу, генеральный директор Ассоциации СРО «Союз строителей Якутии» А.И. Габышев