Древнему человеку морское побережье представлялось естественной границей мира обитания.
Плавание в открытом море в то время было занятием крайне опасным и почти
бессмысленным. Реки — другое дело. По речным маршрутам перемещались товары для торговли,
перевозились стройматериалы или в случае необходимости войска. Так было в
Древнем Египте и Вавилоне.
Появление постоянных портовых поселений можно отнести к 9–8 векам до н.э. Например, тогда возникает знаменитый финикийский порт Тир, который становится центром знаменитой финикийской колонизации.
Именно финикийцы первыми освоили дальние морские плавания и, начиная с 9 века до н.э., начали строить на островах и побережье Средиземноморья специальные сооружения для приёма кораблей, которые стали прообразом современных портов.
И основание знаменитого Карфагена с портом Гаваникатон — одно из следствий финикийской экспансии. Но настоящий расцвет портовых городов наступил во времена Древней Греции.
Греческие города-государства именно потому и стали такими процветающими в экономическом плане, что они имели возможность получать ресурсы из других регионов, из Средиземноморья, даже из Причерноморья. Они могли возить туда свои собственные ресурсы и таким образом получать средства для того, чтобы строить колоссальные сооружения, для того, чтобы выплачивать на какую-то помощь своим гражданам, которые оказались в затрудненном положении.
Порты Древнего мира создавались не только в пунктах пересечения главных
торговых путей, но и в стратегически важных географических точках, например, на островах Мальта и Родос, узловых местах Западного и Восточного Средиземноморья. Порты Византия и Граватар на входе в Черное и Средиземное моря.
Таким образом, города, имевшие морской порт, становились не только важными пунктами мировой торговли, но и крупнейшими политическими центрами.
Безусловно, без существования порта как специального вида поселения были бы невозможны географические открытия, которые начинаются в древности. Такие путешествия были бы невозможны, если бы каждый просто строил отдельный корабль себе, и эти корабли никак не были бы связаны друг с другом.
Порт позволял держать там большое количество корабелов, мастеров, которые изготавливали бы суда, которые по необходимости ремонтировали бы их, которые обеспечивали бы их необходимым такелажем, ну, например, парусами.
А ещё портам нередко приходилось выполнять функции военной базы, как было у викингов в Средневековой Европе.
Воинственные скандинавские племена в то время могли считать себя хозяевами северных морей благодаря тому, что в их распоряжении были небольшие, но очень хорошо устроенные порты в разных частях континента.
А это Порт-Ройал, самый известный в истории город пиратов. Настоящая столица непризнанной разбойничьей империи. В 17 веке Порт-Ройал был базой британского флота прямо в сердце испанских колоний и доставлял испанцам немало проблем.Население города было 8 тысяч человек, большинство из которых занимались пиратством. Именно в этом порту, согласно легендам, обитали самые знаменитые флибустьеры Джек Воробей и Питер Блад. Однако в 1692 году Порт-Ройал ушел подводу в результате мощного землетрясения.\
Морские порты оставались главными воротами стран, городов, континентов вплоть до 20 века, когда появились новые виды транспорта – железнодорожный, а потом и воздушный. В наше время значение обустроенных морских гаваней если и снизилось, то не сильно. Тот же Гамбургский порт – главная достопримечательность города и второй по величине в Европе по объему грузоперевозок.
Развивается в ногу со временем, использует альтернативные системы энергоснабжения и технологии. В этом смысле современный порт – сложный промышленный организм, требующий высоких затрат на содержание, но дающий неоспоримые экономические преимущества.
Морские порты в России – одно из ключевых звеньев транспортной системы страны. О том, что для увеличения грузооборота и экспорта портовая инфраструктура должна подвергнуться модернизации, было объявлено в начале 2023 года. Портовая деятельность сейчас в числе национальных приоритетов, как и проект Северного морского пути – кратчайшего маршрута между Европейской частью России и Дальним Востоком.
Северный морской путь проходит через несколько портов. Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Дудинка, Игарка, Певек, Владивосток. И каждый из этих портов имеет свои особенности и играет свою роль в обеспечении транзита грузов.
А уже в ближайшее время должен заработать новый круглогодичный универсальный порт Лавна рядом с Мурманском. Именно через него пройдут сотни новых морских судов и ледоколов. Именно сюда будут заходить круизные лайнеры с туристами, путешествующими вдоль арктического побережья России.