2/4 Запретная территория мысли: мои убеждения, которые шокируют большинство
Непопулярное убеждение №6: Образование чаще создает иллюзию знания, чем само знание
Наблюдая за современной системой образования, я пришел к неутешительному выводу: мы не учим людей мыслить — мы учим их имитировать мышление. Студенты запоминают ответы на вопросы, которые они сами никогда бы не задали.
Знаменитый эксперимент Данинга-Крюгера показывает: чем меньше человек знает о предмете, тем больше он уверен в своей компетентности. Парадоксально, но формальное образование часто усиливает этот эффект, создавая ложное чувство мастерства. Настоящее образование должно начинаться с признания собственного невежества.
Непопулярное убеждение №7: Большинство социальных проблем неразрешимы в принципе
Мы привыкли верить, что для любой проблемы существует решение. Нужно лишь найти правильный подход, выделить достаточно ресурсов — и мы победим бедность, преступность, неравенство.
Я же убежден, что многие социальные проблемы принципиально неразрешимы из-за фундаментальных противоречий между различными человеческими ценностями. Как идеально сбалансировать свободу и безопасность? Равенство и меритократию? Эффективность и справедливость?
Эти дилеммы не имеют "верных" решений — есть лишь разные компромиссы, каждый из которых приносит свои жертвы. Мы можем лишь колебаться между различными несовершенными состояниями, никогда не достигая утопии.
Непопулярное убеждение №8: Конфликт интересов в науке серьезнее, чем мы признаем
"Следуйте науке!" — популярный призыв нашего времени. Но что мы подразумеваем под "наукой"? Идеализированный процесс бескорыстного поиска истины или реальную человеческую деятельность со всеми ее несовершенствами?
Я верю, что конфликты интересов пронизывают современную науку глубже, чем большинство готово признать. От фармацевтических исследований, где положительные результаты публикуются в 5 раз чаще отрицательных, до психологии, где более половины экспериментов не воспроизводятся при повторной проверке.
Дело не в злом умысле, а в системных стимулах. Когда карьера ученого зависит от количества публикаций и цитирований, а не от строгости методов или воспроизводимости результатов, неудивительно, что возникают проблемы.