Имя Эмилии Флёге неизбежно всплывает в тени золотых узоров Густава Климта — как будто ее судьба предписана быть музой и изящным орнаментом на полотне чужой славы. Но если присмотреться внимательнее, становится ясно: Эмилия не просто позировала в платьях с абстрактными принтами. Она их создавала.
Венский модерн, этот взрыв чувственности и геометрии, принято обсуждать в мужских категориях: Климт, Шиле, Мозер. Однако пока художники переосмысливали форму, Флеге перекраивала реальность. Вместе с сестрами она владела ателье «Schwestern Flöge» («Сестры Флёге») — храмом моды, где корсеты отправлялись на покой, уступая место свободным силуэтам и тканям, струящимся, как акварели. Ее клиентки, женщины fin de siècle, получали не просто одежду, а манифест: тело — не клетка, а холст. Иронично, что Климт, согласно популярной версии увековечивший ее в «Поцелуе», сам оказался в роли ученика: его орнаментальные изыски часто рождались в диалоге с ее эскизами.
Говорят, Эмилия была для Климта всем — спутницей, музой, возможно, любовью. Но сводить ее роль к романтическому эпизоду — все равно что называть «Мону Лизу» удачным портретом жены. Флеге, с ее предпринимательской жилкой и безупречным вкусом, превратила свое ателье в эпицентр венской богемы. Там, среди шелеста шелков и споров о искусстве, за чашкой кофе решались судьбы ар-нуво. Она не ждала вдохновения у мольберта — она его диктовала.
Ее платья, лишенные корсетных условностей, были вызовом эпохе. Представьте: Вена начала XX века, где дамы все еще напоминали затянутые в бархат чайники, а Эмилия предлагала им стать… людьми. Свободно дышать, двигаться, существовать. Это ли не революция? Климт писал женщин как богинь, но Флеге давала им возможность почувствовать себя ими в повседневности.
После смерти Климта в 1918 году она не растворилась в трауре. Ее ателье процветало до 1938-го, пока аншлюс не принес новые правила. История, как капризный заказчик, часто стирает имена, не вписывающиеся в ее нарратив. Но Эмилия Флеге заслуживает большего, чем сноска в биографии гения. Она — напоминание, что муза может быть и творцом, а ножницы портного — столь же острым инструментом, как кисть художника.
P.S. Сегодня (13 апреля) в 13:00 встретимся на лекции «Два лица модерна: Альфонс Муха и Густав Климт»
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Об искусстве за час: 10 книг для вечернего чтения
• Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно
• Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд
• Смех и краски: 5 историй из жизни художников
• Как смотреть на искусство — и действительно видеть его
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗