В августе 1792 года французский король Людовик XVI (Гийом Кане) вместе с супругой Марией-Антуанеттой (Мелани Лоран), детьми и прислугой оказывается в заточении в печально известной парижской тюрьме Тампль. Сначала их держат в общей зале без удобств, но позже королевскую семью разделяют, запрещая любые контакты. День за днём условия становятся всё более суровыми. Людовик, веря в справедливый суд, намерен доказать, что всегда действовал в интересах народа, но Мария-Антуанетта не питает иллюзий: дни её мужа сочтены, а будущее детей остаётся неопределённым.
Итальянский режиссёр Джанлука Йодиче вдохновился на создание фильма после прочтения книги о суде над Людовиком XVI. До сих пор последний год жизни монарха практически не освещался в кино. Для Йодиче, чей послужной список включает документальный фильм о съёмках "Великой красоты" Паоло Соррентино, "Падение короны" стало третьей полнометражной работой. Кстати, Соррентино не остался в стороне и выступил продюсером этой картины. Фильм открыл Локарнский кинофестиваль, что привлекло к нему повышенное внимание.
Историческая трагедия без романтики
Сравнения "Падения короны" с "Жанной Дюбарри" неизбежны: обе картины рассказывают о французской истории, монархах и революционных событиях. Однако на этом сходства заканчиваются. Если "Жанна Дюбарри" очаровывала зрителей изысканными нарядами и динамичным повествованием, то "Падение короны" — это трагедия, в которой нет места веселью. Фильм структурирован в три главы — "Боги", "Люди" и "Мёртвые" — и неизбежно ведёт зрителя к финалу, где король осознаёт неизбежность своего конца.
Йодиче создаёт камерную постановку, практически не выходя за стены Тампля. Режиссёр не стремится дать исторический экскурс, не анализирует ошибки монарха и причины революции. Вместо этого он сосредотачивается на внутреннем мире персонажей, превращая их в простых смертных, вынужденных готовиться к трагической развязке. С момента ареста и до последнего часа Людовик XVI проходит путь от веры в справедливость к осознанию своей обречённости. Тем временем Мария-Антуанетта впервые по-настоящему смотрит на мужа с уважением, забывая о прежних разногласиях.
Драма о людях перед лицом истории
Через судьбу короля и его семьи автор поднимает важный вопрос: может ли правитель, ошибавшийся в управлении страной, заслуживать смерти? Параллели с российским Николаем II напрашиваются сами собой — оба монарха не сумели предотвратить катастрофу, но были ли они достойны казни? Йодиче явно не восхищается революцией: он несколько раз показывает сцены, в которых простые крестьяне и солдаты издеваются над опальными монархами, торжествуя свою мнимую победу.
Визуально фильм выполнен в пастельных, выцветших тонах, что создаёт эффект воспоминания или сна. Тюрьма превращается в чистилище, где герои ждут неизбежного. Йодиче отказывается от зрелищных сцен в пользу глубоких, эмоциональных диалогов, через которые актёры передают напряжённую атмосферу последней главы жизни королевской семьи.
"Падение короны" — это не просто историческая реконструкция, а размышление о судьбе человека перед лицом неотвратимого. Фильм напоминает, что исторические события со временем теряют свою эмоциональную окраску, но человеческие драмы остаются вечными. Казнь Людовика XVI вошла в учебники, но кто помнит, что чувствовала его семья в последние дни? Йодиче заставляет нас вновь задуматься об этом.