Найти тему
Flottgroup

Маркировка рекламы: зачем нужна и как ей пользоваться

Маркировка рекламы в интернете
Маркировка рекламы в интернете

С 01.10.2022 начали работать поправки, внесенные в Федеральный закон «О рекламе» — теперь все рекламные материалы должны иметь маркировку. Нововведения усложнили процедуру размещения рекламы, поэтому сегодня мы разберем основные требования и нюансы закона, чтобы в дальнейшем избежать штрафных санкций.

Основные изменения в законе и цели маркировки

Согласно новым требованиям, все рекламные материалы должны содержать отметку «Реклама», при этом в них должна быть указана информация владельце рекламы или присутствовать ссылка на сайт, где эти данные есть. Также для законного распространения материалов каждому креативу должен быть присвоен индивидуальный номер — токен. Ужесточения контроля рекламы были введены с целями:

● Ликвидации мошенничества и ложной информации в интернете.

● Быстрой отработки жалоб от потребителей.

● Остановки продвижения запрещенной продукции.

● Прозрачной отчетности о расходах, сделках и налогах рекламодателей.

Новые поправки касаются всех деятелей рынка — рекламодатели, распространители рекламы и ОРС должны маркировать все рекламные материалы, размещаемые на сайтах, в социальных сетях, мессенджерах и блогах. К ним относятся таргетированная, контекстная реклама, медийные видеоролики, карусели, тизеры и остальные форматы. К исключениям можно отнести рассылки и уведомления о своих товарах пользователям, которые дали согласие на обработку персональных данных. Также требования о маркировке не затронут рекламную информацию на радиопрограммах или в телепередачах.

О предоставлении данных по новым требованиям

Согласно новым пунктам закона, все сведения о материалах и участниках рекламы будут помещены в единый реестр интернет рекламы. Роскомнадзор теперь будет получать сведения обо всей рекламной деятельности, размещать и хранить их в реестре. Данные будут храниться 5 лет, при этом она будет доступна только контролирующим службам.

Для размещения объявления теперь необходимо получить в Роскомнадзоре токен, взамен которого он потребует предоставление следующих данных о каждом участнике сделки:

● Наименование, адрес и ИНН.

● ОГРН или ОГРНИП.

● Информация о лицах, заключивших договор.

● Полное описание рекламы, включая ID, сведения об аудитории, формат и медиаматериалы.

Теперь в отношениях между субъектами рекламной сферы будут дополнительные инстанции:

● ЕРИР — единый реестр интернет рекламы, в котором будет храниться вся информация.

● ОРД — оператор рекламных данных, выдает токен и направляет отчетность в ЕРИР.

● ОРС — оператор рекламных систем и сетей, который взаимодействует с ОРД.

Законодательство не ограничивает число ОРС, поэтому уже сейчас в роли статуса ОРС уже выступают крупные российские компании — VK, «Яндекс», ОЗОН, МТС, СБЕР, «Вымпелком».

Где и как получить токен

Каждому одобренному креативу присваивается токен — идентификационный код, который необходим для отслеживания информации о заказчике рекламы и операторе, выдавшим токен. При помощи токена Роскомнадзор будет определять материал как рекламу. Токен и отметка «Реклама» — отличаются, первый необходимо получить еще до публикации, в то время как отметка ставится на уже действующие объявления и за ее наличие автоматически отвечают рекламные системы.

Для получения токена необходимо передать в ОРД макет рекламы и договор с заказчиком. Сам токен помещается в кликовую ссылку на рекламу или внутрь материала, если нет ссылки. В случае публикации материалов через ОРС, например, «Яндекс», маркировка рекламы будет выполнена автоматически. При этом законом не запрещается начисление комиссии за направление данных в ЕРИР, поэтому операторы сетей могут взимать оплату за посреднические услуги.

Пошаговая процедура маркировки

Процесс маркировки рекламы со всеми участниками
Процесс маркировки рекламы со всеми участниками

Меньше всего процедура затронет лиц, заказывающих рекламу — им будет достаточно заключить новый договор, а вся ответственность за передачу информации в контролирующие органы ляжет на исполнителя. В свою очередь, поправки усложнят работу следующим игрокам рекламного рынка:

● Рекламодатели — производители продуктов или услуг. Со своей стороны рекламодатель формирует заказ, предоставляет агентству сведения о компании и планируемые способы привлечения покупателей.

● Распространители — рекламные агентства, издатели. Агентство использует полученную от заказчика информацию, направляет креативы и настраивает рекламу в системе, а также предоставляет ОРД отчет о сделке.

● ОРС — системы, отвечающие за автоматизированное размещение рекламы на разных площадках. Система отправляет запрос в ОРД, который с разрешения Роспотребнадзора выдает индивидуальный токен для данного проекта.

Все проведенные операции ОРД фиксирует и направляет в Роспотребнадзор для хранения в ЕРИР. Также есть прямой путь подачи сведений в ЕРИР при помощи сервиса ЕСИА — рекламодателю будет достаточно пройти регистрацию в Роспотребнадзоре, получить доступ в ЕСИА и выбрать ОРД. Порядок и сроки подачи сведений о рекламе строго регламентированы — уведомление о размещении материалов рекламные сети должны отправлять не позднее 30 дней.

Штрафы, которые применяются уже сейчас

С 01.11.2022 года начнут применяться штрафы на нарушение новых поправок, при этом в качестве контролирующих органов будут выступать: Роскомнадзор, ФАС и ФНС. Однако наказание за неисполнение закона «О рекламе» может применяться уже сейчас. При самостоятельном размещении рекламы агентство или рекламодатель могут получить штраф, если на материалах отсутствует отметка «Реклама» или информация о рекламодателе.

Также к наказанию может привести отсутствие информации в ЕРИР. В таком случае компанию могут оштрафовать за неполное и несвоевременное информирование по ч.22 ст. 18.1 закона №38-ФЗ. В рамках этого закона из-за отсутствия сведений о компании в ЕРИР ФНС вправе доначислить налог или выставить штраф, так как признает расходы на рекламу.