С 01.10.2022 начали работать поправки, внесенные в Федеральный закон «О рекламе» — теперь все рекламные материалы должны иметь маркировку. Нововведения усложнили процедуру размещения рекламы, поэтому сегодня мы разберем основные требования и нюансы закона, чтобы в дальнейшем избежать штрафных санкций.
Основные изменения в законе и цели маркировки
Согласно новым требованиям, все рекламные материалы должны содержать отметку «Реклама», при этом в них должна быть указана информация владельце рекламы или присутствовать ссылка на сайт, где эти данные есть. Также для законного распространения материалов каждому креативу должен быть присвоен индивидуальный номер — токен. Ужесточения контроля рекламы были введены с целями:
● Ликвидации мошенничества и ложной информации в интернете.
● Быстрой отработки жалоб от потребителей.
● Остановки продвижения запрещенной продукции.
● Прозрачной отчетности о расходах, сделках и налогах рекламодателей.
Новые поправки касаются всех деятелей рынка — рекламодатели, распространители рекламы и ОРС должны маркировать все рекламные материалы, размещаемые на сайтах, в социальных сетях, мессенджерах и блогах. К ним относятся таргетированная, контекстная реклама, медийные видеоролики, карусели, тизеры и остальные форматы. К исключениям можно отнести рассылки и уведомления о своих товарах пользователям, которые дали согласие на обработку персональных данных. Также требования о маркировке не затронут рекламную информацию на радиопрограммах или в телепередачах.
О предоставлении данных по новым требованиям
Согласно новым пунктам закона, все сведения о материалах и участниках рекламы будут помещены в единый реестр интернет рекламы. Роскомнадзор теперь будет получать сведения обо всей рекламной деятельности, размещать и хранить их в реестре. Данные будут храниться 5 лет, при этом она будет доступна только контролирующим службам.
Для размещения объявления теперь необходимо получить в Роскомнадзоре токен, взамен которого он потребует предоставление следующих данных о каждом участнике сделки:
● Наименование, адрес и ИНН.
● ОГРН или ОГРНИП.
● Информация о лицах, заключивших договор.
● Полное описание рекламы, включая ID, сведения об аудитории, формат и медиаматериалы.
Теперь в отношениях между субъектами рекламной сферы будут дополнительные инстанции:
● ЕРИР — единый реестр интернет рекламы, в котором будет храниться вся информация.
● ОРД — оператор рекламных данных, выдает токен и направляет отчетность в ЕРИР.
● ОРС — оператор рекламных систем и сетей, который взаимодействует с ОРД.
Законодательство не ограничивает число ОРС, поэтому уже сейчас в роли статуса ОРС уже выступают крупные российские компании — VK, «Яндекс», ОЗОН, МТС, СБЕР, «Вымпелком».
Где и как получить токен
Каждому одобренному креативу присваивается токен — идентификационный код, который необходим для отслеживания информации о заказчике рекламы и операторе, выдавшим токен. При помощи токена Роскомнадзор будет определять материал как рекламу. Токен и отметка «Реклама» — отличаются, первый необходимо получить еще до публикации, в то время как отметка ставится на уже действующие объявления и за ее наличие автоматически отвечают рекламные системы.
Для получения токена необходимо передать в ОРД макет рекламы и договор с заказчиком. Сам токен помещается в кликовую ссылку на рекламу или внутрь материала, если нет ссылки. В случае публикации материалов через ОРС, например, «Яндекс», маркировка рекламы будет выполнена автоматически. При этом законом не запрещается начисление комиссии за направление данных в ЕРИР, поэтому операторы сетей могут взимать оплату за посреднические услуги.
Пошаговая процедура маркировки
Меньше всего процедура затронет лиц, заказывающих рекламу — им будет достаточно заключить новый договор, а вся ответственность за передачу информации в контролирующие органы ляжет на исполнителя. В свою очередь, поправки усложнят работу следующим игрокам рекламного рынка:
● Рекламодатели — производители продуктов или услуг. Со своей стороны рекламодатель формирует заказ, предоставляет агентству сведения о компании и планируемые способы привлечения покупателей.
● Распространители — рекламные агентства, издатели. Агентство использует полученную от заказчика информацию, направляет креативы и настраивает рекламу в системе, а также предоставляет ОРД отчет о сделке.
● ОРС — системы, отвечающие за автоматизированное размещение рекламы на разных площадках. Система отправляет запрос в ОРД, который с разрешения Роспотребнадзора выдает индивидуальный токен для данного проекта.
Все проведенные операции ОРД фиксирует и направляет в Роспотребнадзор для хранения в ЕРИР. Также есть прямой путь подачи сведений в ЕРИР при помощи сервиса ЕСИА — рекламодателю будет достаточно пройти регистрацию в Роспотребнадзоре, получить доступ в ЕСИА и выбрать ОРД. Порядок и сроки подачи сведений о рекламе строго регламентированы — уведомление о размещении материалов рекламные сети должны отправлять не позднее 30 дней.
Штрафы, которые применяются уже сейчас
С 01.11.2022 года начнут применяться штрафы на нарушение новых поправок, при этом в качестве контролирующих органов будут выступать: Роскомнадзор, ФАС и ФНС. Однако наказание за неисполнение закона «О рекламе» может применяться уже сейчас. При самостоятельном размещении рекламы агентство или рекламодатель могут получить штраф, если на материалах отсутствует отметка «Реклама» или информация о рекламодателе.
Также к наказанию может привести отсутствие информации в ЕРИР. В таком случае компанию могут оштрафовать за неполное и несвоевременное информирование по ч.22 ст. 18.1 закона №38-ФЗ. В рамках этого закона из-за отсутствия сведений о компании в ЕРИР ФНС вправе доначислить налог или выставить штраф, так как признает расходы на рекламу.