Сейчас много говорят о невоспитанности современных детей. И о том, почему они такие. А ответ прост до безобразия: потому что их просто никто не воспитывает.
Знаете, что мне удалось заметить: часто наиболее дисциплинированные дети вырастают в семьях, где родители занимаются работой с животными. С собаками, с лошадьми, с дельфинами. Почему?
А вот сейчас можете закидать меня хоть тапочками, хоть сразу сапогами: потому что во многом детей и животных следует воспитывать одинаково. Дрессировать, как бы парадоксально и цинично это не звучало.
Слышу ваши разгневанные голоса. Но, стоп. Подумайте сами.
Вот вы приводите собаку с улицы. Останавливаете её у порога, моете ей лапы. И точно так же ругаете сына, если он в грязной обуви пробежал до середины коридора.
Кошка лезет на стол. Ругаетесь? Отучаете её от этого? Правильно. И шлёпаете по руке ребёнка, если он лезет пальцами в общую миску с салатом или ковыряет крем на торте.
Мы приучаем животных к порядку, требуя от них выполнения команды, запрещая какие-то действия, потому что понимаем, что в дальнейшем они могут доставить нам проблемы.
А что, с детьми иначе? Нет. Всё то же самое. Я не разрешу своей собаке провоцировать драку на прогулке среди сородичей. Уведу, отвлеку. Так же не позволю своему ребёнку затевать драку в песочнице. Практически теми же самыми методами.
Мы часто забываем о том, что у детей так же закрепляются определенные нежелательные привычки, которые мы впоследствии считаем признаками дурного тона.
Милый комнатный пёсик рад вашим гостям. Прыгает, ставит на всех лапки, выпрашивает кусочки у стола. В какой-то момент вы осознаёте, что он становится слишком навязчивым, и отправляете его на место. В следующий раз вы позволяете ему встретить гостей и отправляете на место уже сразу. Если эту ситуацию закрепить, то в дальнейшем собака будет уходить на место сама.
Ребёнок не даёт вам пообщаться с вашими друзьями, несёт им свои игрушки, влезает во взрослые разговоры, не желает уходить из-за стола. Не возникает ассоциаций? Вы начинаете уговаривать его поиграть самостоятельно, суёте в руки свой телефон, обещаете разрешить то, что не разрешаете обычно. Всё это вместо того, чтобы спокойно и твёрдо отправить ребёнка в другую комнату, предложив ему всего одну альтернативу. Поверьте, если она ему не понравится, он быстро найдет себе другое занятие.
Если вы поступите так не единожды, а всякий раз будете позволять ребёнку поздороваться, получить свою порцию комплиментов от взрослых и сообщить короткие новости, которыми ему хочется поделиться, а после отправлять его в комнату, чтобы вы тоже могли пообщаться со своими гостями, то он вскоре поймёт, что это нормально и перестанет протестовать.
У нас в семье есть правило: мы сначала кормим животных, потом едим сами. Точно так же моя невестка на всех семейных торжествах сначала кормит детей, после отправляя их, сытых и довольных, играть, а потом взрослые спокойно сидят за столом.
Поэтому я и говорю, что люди, занимающиеся с животными, хорошо знают принцип: не хочешь получить нежелательные последствия, прими меры сейчас. Не воспитал щенка, взрослую собаку будешь переучивать долго и трудно, если вообще сможешь. И они неосознанно переносят эти правила на жизнь своей семьи, что в воспитании детей даёт вполне достойные результаты.
Да, я злая бабушка. Никогда не позволяю своим внукам делать то, что является недопустимым. Иногда могу просто запретить. Но, если им в головы приходит вопрос, почему нельзя поступать так или иначе, обязательно объясняю.
Вы можете возразить, что ребёнок - это не щенок. Согласна на сто процентов. Но, питая большое уважение к братьям нашим меньшим, могу сказать, что у животных тоже совершенно разные характеры, темпераменты и способности. Однако, у нас обычно получается приучить их к правилам, которые мы хотим соблюдать в нашем доме.
А вы что думаете по этому поводу?