Звали его Иван Васильевич. Родился он в городке Торопец Псковской губернии в 1781 году, по документам числился как «торопецкий 3 гильдии купец Иван Лучанинов», но при этом имел страсть к рисованию. Исполнял копии, писал иконы. И даже числился вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств.
В 1811 году без особого успеха участвовал в академическом конкурсе на большую золотую медаль по программе: «Представить поход под Казань царя Ивана Васильевича, где Российские войска на безводных степях, изнурённые жаждою и зноем, претерпевают ужасные бедствия. Два воина, нашедши воду, принесли оную в шлемах своих к царю: но Иоанн отдает её наиболее изнемогшему воину и сам напаивает его».
В общем, бывший купец, а ныне художник звёзд с неба не хватал.
Но вот причуды судьбы. Грянула «гроза двенадцатого года».
Отечественная война высоко подняла патриотическую волну в искусстве. С полотен провозглашалось торжество гражданского долга, исторические и мифологические сюжеты вытеснялись злобой дня.
Не осталась в стороне и Академия – появились конкурсные и экзаменационные программы на актуальные темы. В академической программе 1812 года заявлен сюжет, посвящённый народному ополчению. И за полотно «Благословение на ополчение», выпускник «по классу портретов» Иван Лучанинов получает большую золотую медаль Академии.
Произведение бывшего торопецкого купца 3-й гильдии получило столь широкое признание, что послужило оригиналом для многочисленных гравюр; на Петербургской шпалерной мануфактуре по картине выткали в размер оригинала шпалеру; сюжет картины в первой половине XIX века повторялся в литографии и на фарфоре.
Позднее автор сделал со знаменитого полотна три повторения, известных как «Рекрут, прощающийся со своим семейством». Одно из повторений присутствует в Государственной Третьяковской галерее. Ещё один эскиз хранит музей изобразительных искусств Ашхабада…
Кажется, дверь в большое искусство и к славе художнику широко распахнута. Он в 1812 году оканчивает обучение в Академии художеств, получает аттестат первой степени со шпагой и звание художника XIV класса. Ему обещана поездка за границу, но пока идёт война… И пока Лучанинов оставлен пенсионером при Академии художеств, спокойно работает… В 1815 году он создаёт полотно, казалось бы, в русле всё то же темы: «Возвращение ратника в своё семейство из ополчения».
Картина остаётся незамеченной. Более того. Долгое время она и её варианты приписывались вообще другому автору и имели другое название. Один из вариантов ныне в собрании Таганрогского художественного музея.
А 30 июня 1817 года «живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие краи» объявили, что «отправления сего уже ожидать не могут» и «должны приискать себе приличную способностям своим службу».
Покинув Академию, Иван Васильевич Лучанинов занялся живописью «в свою пользу», работал в Эрмитаже и исполнил некоторые заказы для императрицы Марии Феодоровны: копировал портреты русских царей и произведения западноевропейских художников.
Скончался художник в Санкт-Петербурге в июне 1824 года, отдав творчеству всего 12 лет.
Звание академика так и не получи: в паспорте А.И. Лучаниновой, выданном 23 февраля 1826 года, она значится вдовой умершего художника 14-го класса Ивана Лучанинова.
Читайте также:
Самый неизвестный знаменитый русский художник
Самый необычный и модный художник Пушкинских времён
Что за картина висела в кабинете Гитлера, в комнате Ленина и в салоне у гадалки мадам Грицацуевой?
Картина, благодаря которой Герман Геринг понял, что в мире есть зло