Найти тему
Журнал "Лучик"

«История успеха»

Звали его Иван Васильевич. Родился он в городке Торопец Псковской губернии в 1781 году, по документам числился как «торопецкий 3 гильдии купец Иван Лучанинов», но при этом имел страсть к рисованию. Исполнял копии, писал иконы. И даже числился вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств.

В 1811 году без особого успеха участвовал в академическом конкурсе на большую золотую медаль по программе: «Представить поход под Казань царя Ивана Васильевича, где Российские войска на безводных степях, изнурённые жаждою и зноем, претерпевают ужасные бедствия. Два воина, нашедши воду, принесли оную в шлемах своих к царю: но Иоанн отдает её наиболее изнемогшему воину и сам напаивает его».

В общем, бывший купец, а ныне художник звёзд с неба не хватал.

И.В. Лучанинов. Дорогой гость
И.В. Лучанинов. Дорогой гость

Но вот причуды судьбы. Грянула «гроза двенадцатого года».

Отечественная война высоко подняла патриотическую волну в искусстве. С полотен провозглашалось торжество гражданского долга, исторические и мифологические сюжеты вытеснялись злобой дня.

Не осталась в стороне и Академия – появились конкурсные и экзаменационные программы на актуальные темы. В академической программе 1812 года заявлен сюжет, посвящённый народному ополчению. И за полотно «Благословение на ополчение», выпускник «по классу портретов» Иван Лучанинов получает большую золотую медаль Академии.

И.В. Лучанинов. Благословение на ополчение
И.В. Лучанинов. Благословение на ополчение

Произведение бывшего торопецкого купца 3-й гильдии получило столь широкое признание, что послужило оригиналом для многочисленных гравюр; на Петербургской шпалерной мануфактуре по картине выткали в размер оригинала шпалеру; сюжет картины в первой половине XIX века повторялся в литографии и на фарфоре.

В коллекции Егорьевского музея представлена живописная лубочная картина неизвестного художника «Проводы новобранца». Она представляет из себя изменённую копию с гравюры А.Г. Ухтомского «Отец, благословляющий сына в ополчение» по картине И.В. Лучанинова.
В коллекции Егорьевского музея представлена живописная лубочная картина неизвестного художника «Проводы новобранца». Она представляет из себя изменённую копию с гравюры А.Г. Ухтомского «Отец, благословляющий сына в ополчение» по картине И.В. Лучанинова.
А.Г. Ухтомский. Отец, благославляющий ратника на ополчение. Гравюра по картине И.В. Лучанинова
А.Г. Ухтомский. Отец, благославляющий ратника на ополчение. Гравюра по картине И.В. Лучанинова

Позднее автор сделал со знаменитого полотна три повторения, известных как «Рекрут, прощающийся со своим семейством». Одно из повторений присутствует в Государственной Третьяковской галерее. Ещё один эскиз хранит музей изобразительных искусств Ашхабада…

Кажется, дверь в большое искусство и к славе художнику широко распахнута. Он в 1812 году оканчивает обучение в Академии художеств, получает аттестат первой степени со шпагой и звание художника XIV класса. Ему обещана поездка за границу, но пока идёт война… И пока Лучанинов оставлен пенсионером при Академии художеств, спокойно работает… В 1815 году он создаёт полотно, казалось бы, в русле всё то же темы: «Возвращение ратника в своё семейство из ополчения».

-5

Картина остаётся незамеченной. Более того. Долгое время она и её варианты приписывались вообще другому автору и имели другое название. Один из вариантов ныне в собрании Таганрогского художественного музея.

А 30 июня 1817 года «живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие краи» объявили, что «отправления сего уже ожидать не могут» и «должны приискать себе приличную способностям своим службу».

Покинув Академию, Иван Васильевич Лучанинов занялся живописью «в свою пользу», работал в Эрмитаже и исполнил некоторые заказы для императрицы Марии Феодоровны: копировал портреты русских царей и произведения западноевропейских художников.

Скончался художник в Санкт-Петербурге в июне 1824 года, отдав творчеству всего 12 лет.

Звание академика так и не получи: в паспорте А.И. Лучаниновой, выданном 23 февраля 1826 года, она значится вдовой умершего художника 14-го класса Ивана Лучанинова.

Читайте также:

Самый неизвестный знаменитый русский художник

Самый необычный и модный художник Пушкинских времён

Что за картина висела в кабинете Гитлера, в комнате Ленина и в салоне у гадалки мадам Грицацуевой?

Картина, благодаря которой Герман Геринг понял, что в мире есть зло