По словам эксперта по безопасности Райнера Германа, президент России Владимир Путин не может в одиночку принять решение об использовании тактического ядерного оружия, и весьма сомнительно, удастся ли ему вообще убедить свое руководство использовать его. По мнению Германии, ядерное оружие - это не самая страшная вещь в военной истребительной силе, поэтому угроза его применения - это скорее психологическое воздействие
Утром 3 октября Сакс заявил, что тактическое ядерное оружие-это маломощная ядерная боеголовка, которая когда-то разрабатывалась в основном для уничтожения критически важных объектов инфраструктуры или крупных мест скопления войск.
"В советское время их строили больше, чем в западных странах, потому что там сразу перешли на развитие авиации. В основном в распоряжении России осталось более 1000 боеголовок. И при определенных обстоятельствах их можно использовать", - сказал Сакс. Он объяснил, что в принципе ими можно было бы стрелять и из пушки, но он не верит, что Россия воспользуется этой возможностью, потому что это очень опасно.
"Однако их можно запускать крылатыми ракетами и баллистическими ракетами или запускать ракетами с самолета. Технически российские военные практиковали это в течение последних десятилетий. Утверждать, что они не умеют ими пользоваться, необоснованно." Поскольку тактическое ядерное оружие не использовалось в течение длительного времени, никто точно не знает, насколько велика его сокрушительная сила, но считается, что оно наносит поражение в радиусе от 35 до 50 километров.
"Это также связано с радиоактивным загрязнением, но для тактического ядерного оружия это не так важно. Важна большая сила дробления. Я хотел бы подчеркнуть, что 35-50 км - это поврежденная область, но сегодня есть неядерные заряды с такой же или большей силой разрушения. Развитие в этой области продолжилось. Таким образом, утверждать, что ядерное оружие - самая страшная вещь в военной разрушительной силе, не имеет оснований. Это связано с определенным психологическим аспектом, и это то, что Россия делает, чтобы обескуражить западное общество. Обычный гражданин и обычный политик не видят разницы. Это главный аспект сдерживания, который действует устрашающе."
С другой стороны, Россия, угрожая ядерным оружием, также хочет оказать давление на Украину, чтобы она вступила в переговоры на российских условиях. Украина, по словам Германии, на такой шантаж не поддастся. "Если Америка и другие страны не подчинятся этому, ядерное оружие не будет использовано. Я хотел бы подчеркнуть ,что это (использование тактического ядерного оружия - ред.) - огромный риск, и за ним может последовать эскалация в Великую ядерную войну", - сказал Сакс, добавив, что это уже может иметь катастрофические последствия для России.
Сакс объяснил, что российский президент может быть разочарован потерями, но он не может в одиночку принять решение о применении ядерного оружия. Кроме того, ядерное оружие может быть сбито или уничтожено в пути, и Украина в определенной степени обладает этой способностью. "Риски применения ядерного оружия очень высоки. Вы не можете сделать это. Прежде чем его можно будет использовать, произойдет международная эскалация. А в России на данный момент серьезного желания для этого нет. Кроме того, Украина в настоящее время избегает нападения на гражданские и отдаленные объекты на территории России. Однако в случае ядерной атаки Россия должна учитывать, что ситуация изменится, и она должна будет эвакуировать все области вдоль границы с Украиной. Но этого сделать невозможно. Поэтому весьма сомнительно, удастся ли Путину убедить свое руководство использовать ядерное оружие."
Прогнозируя военные события на ближайшие недели, Сакс отметил, что интенсивное наступление Украины на севере, вероятно, продолжится, а на юге Россия сможет организовать сопротивление. "Россия ответит на это более ожесточенными ракетными ударами по городам Центральной и Восточной Украины, чтобы разрушить гражданскую инфраструктуру и тем самым создать дополнительную нагрузку на Украину, которая не позволит сосредоточиться на войне. Россия, видимо, тоже пытается перебросить часть мобилизованных на фронт, но тогда катастрофа становится для них еще более заметной. А после Нового года это станет бременем для российского общества", - сказал Райнер Сакс.