Первое тайское королевство возникло второй половине XIII столетия. Оно называлось Сукхотай. Это государство появилось из пламени охвативших эти территории восстаний местного населения против кхмерских правителей. На плодородных землях современной территории центрального Таиланда это новое королевство по-настоящему окрепло под управлением Рамакхамхаенги, названного Великим.
На протяжении жизни этот будет не только будет обретать славу завоевателя, но умело использовать свои дипломатические способности, вместе с тем развивая культуру и экономику своего государства.
Несмотря на признанный историками вклад Рамакхамхаенги в укреплении тайского государства Сухкотаи, большая часть того, что известно о короле в основном основано на тексте старой каменной стелы. Она была обнаружена в XIX столетии самим будущим сиамским королем Монгкутом (он же Рама IV), который до своего воцарения долгие годы был странствующим монахом.
Во время пребывания в сельской местности, Монгкуту посчастливилось найти эту каменную стелу, и находка пролила свет на события минувших эпох, поведав о некоем короле Рамакхамхаенге. Некоторые историки в наше время сомневаются в достоверности изложенных сведений. Но большинство на настоящий момент высказываются за подлинность изложенной истории правления короля, поскольку сведения на стеле частично совпадают с другими источниками из соседних стран, таких как Китай.
***
Пхо Кун Рамакхамхаенг был третьим правителем молодого государства Сухкотай. Точная дата его рождения неизвестна из-за отсутствия записей. Он родился примерно в 1237/1247 годах. Его имя при рождении также было неизвестно. Возможно, оно было просто Рам. Непосредственно Рамакхамхаенгом он стал зваться после того, как он проявил себя храбрецом в одной из битв.
Он был третьим сыном правителя первого правителя королевства Си Индрадитьи, ставшего основателем династии Пхра Руанг. Рамакхамхаенг был не единственным ребенком. У него было две сестры и два брата. Его первый старший брат умер по неизвестным причинам еще в годы правления отца. Таким образом, Рамакхамхаенг стал вторым претендентом в очереди на престол.
Королевство Сукхотай было молодым государственным образованием. До 1220 года эти земли контролировались могущественной кхмерским государством Лаво. Затем против кхмерских завоевателей восстали два тайских вождя - Фа Муанг и Кхунг Банг Кланг Хао. Оба сражались с кхмерским наместником, и к 1220 году эти двое одержали верх.
Банг Кланг Хао основал королевство Сукхотай, что значит “Заря cчастья”. Затем Банг Кланг Хао принял титул Камратенг Ан Пха Муанг Шри Индрадитья. Именно он стал отцом Рамакхамхаенги, его двух старших братьев и сестер.
Рамакхамхаенг был отважным молодым принцем, верным сыном короля. Во время военных компаний своего отца он храбро вел себя в бою, не зная страха. Король Си Индрадитья вел войну против конкурирующего с ним вождя по имени Кхун Сам Чона.
В решающем сражении короля за взятие города Сукхотай противник, казалось, продвинулся, начав одолевать силы Си Индрадитьи, которые начали отступать. Именно тогда проявил себя молодой принц. Рамакхамхаенг, спустившись от слона, бросился на боевого слона самого Кхум Сам Чона. Завязалась схватка. Рамакхамхаенг показал свое боевое мастерство и победил врага. После падения слона Кхум Сам Чона нападавшие отступили от Сукотаи. Город был освобожден, став столицей нового королевства. А храбрый принц получил имя Рамакхамхаенг или Рама Храбрый.
Предполагалось, что Рамакхамхаенг не унаследует власть в будущем. Когда умер отец, бразды правления в королевстве взял на себя старший брат Рамакхамхаенги, Бан Муанг. Тем не менее, правление брата было коротким. Бан Муанг умер вскоре после вступления на престол.
Внезапно Рамакхамхаенг стал новым королем Сукхотая. Это событие случилось в 1279 году. По традиции приход к власти ознаменовался церемонией посадки сахарной пальмы, в надежде, что правление будет столь же долгим, как и продолжится роста дерева.
Рамакхамхаенг будет править достаточно долго. Несмотря на достижение и значимость правления его отца, именно правления Рамакхамхаенги станет “золотой” эпохой для королевства.
***
Его правление привело к значительному расширению территории со всех сторон. На востоке он подчинил себе Саралуанг (современный Пхичит), Сонг Хвае (современный Пхитсанулок), Лум (современный Лом Сак), Бачай, Саха и земли за рекой Меконг. На юге он достиг Хонти, Пхраек (современный Пакнам Пхо), Суфаннапхум, Ратбури, Пхетчабури, в итоге подобравшись к городу Накхонситхаммарату. На западе Рамакхамхаенга вторгся в земли Муанг Чот (современный Мае Сот) и Хонгсавати (современный регион город Пегу в государстве Мьянма). На севере его завоевания достигли Муанг Пхрае, Муангман, Муанг Плуа, а затем Рамакхамхаенга добрался до Муанг (Луанг) Пхрабанга.
Стремительное расширения королевства можно объяснить вполне отлаженной государственной структурой Сукхотай. Многочисленные водные каналы и реки в стране позволяли возделывать плодородные равнины, облегчая труд земледельцев. Эти равнины давали обильные урожаи риса и различных пищевых культур. Огромный объем продукции позволял сформировать и еще, что немаловажно, содержать большую армию, способную сражаться во многих битвах с успехом. С боевыми слонами и сытыми солдатами Рамакхамхаенг смог присоединить к своим владениям обширные территории.
Рамакхамхаенг прославился не только своими успешными военными компаниями, но и установлением дипломатических отношений с соседями. Он оказался умелым дипломатом. Рамакхамхаенг был в очень неплохих отношениях с монгольской династией Юань в Китае. Он отправлял многочисленных послов в Китай, в итоге стал признан вассальным государством. Послы Сукхотай принимались в 1282, 1292, 1294, 1295, 1297 и 1299 годах в Китае. Согласно сведениям, два из этих отправленных посольств даже лично сопровождал Рамакхамхаенг.
В знак признания и уважения к тайскому королю китайцы милостиво поделились с тайцами техникой изготовления керамики. Сам Китай со своей стороны также отправил послов в Сукхотай. В 1282 году Хоу Чоу Чи отправился в тайскую столицу в качестве официального посланника из Китая.
Помимо Рамакхамхаенг смог сформировать коалицию с правителями двух соседних государств - с Нгам Муангом из Пхаяо и Манграем из Чианграй. Тройственный союз образовался на случай вторжения монголов с севера.
Союз, однако, не был безмятежным. Все из-за личностого конфликта, когда, как говорят, Рамакхамхаенга спровоцировал сам, соблазнив жену короля Нгам Муанга. Личностный накал страстей меду королями мог внезапно перерасти в войну. Но эти двое решили обратиться к посредничеству третьего союзника - Манграема из Чианграя. В конце концов, спор был разрешен, а соблазнитель Рамакхамхаенга был вынужден принести извинения Нгам Муангу.
Но не один Рамакхамхаенга преуспел в соблазнении. У него, к примеру, были натянутые отношения с королем государства Пегу по имени Вареру. Вареру когда-то не был правителем. Он звался Макото и ранее состоял в услужении у Рамакхамхаенге. Этот Макото неожиданно влюбился в одну из дочерей Рамакхамхаенги. Из-за своей любви Макото бежал из дворца Рамакхамхаенги, взяв с собой принцессу. Рамакхамхаенг расценил случившееся, как похищение дочери. Он захотел расквитаться с Макото.
Макото удачно бежал на запад, в Пегу. Там он смог организовать переворот против наместника и затем назвался королем Вареру. Вареру, вероятно, позже прислал свои извинения отцу своей жены за похищение дочери. Рамакхамхаенг же нуждался в союзнике на западе, чтобы получить доступ к морям. В итоге он простил беглеца и наладил отношения с Вареру.
***
Что же касается внутреннего развития, то королевство Сукхотай переживало внутреннее процветание при Рамакхамхаенге. Экономика активно развивалась. Развитое сельское хозяйство позволило людями почувствовать себя увереннее. Поощрялся рост торговых отношений, а король Рамкхамхенг никогда не взимал налоги с торговцев.
С визитами короля в Китай искусство керамики пришло в Сукхотай. Зародившееся местное керамическое производство быстро добилось результатов. Печи для обжига были построены в Сукотаи и Саванхалоке. Керамика из Саванкахалока изделия начали экспортироваться в земли юго-восточной Азии, в частности, на Филиппины и в Индонезию.
Развитие торговых отношений и сельского хозяйства при Рамакхамхаенге ощутимо сказалось на процветании королевства Сукхотай.
Король также был покровителем Тхеравады – ранней буддистской школы, в наши дни являющейся старейшей из существующих. Он отправлял миссии на Цейлон (Шри-Ланка), чтобы привлечь на свои земли монахов, надеясь, что те станут миссионерами своего учения в Сукхотае, привезут свои священные тексты и святыми реликвии в его государство.
Некоторые монахи из Шри-Ланки действительно отправились в Сукхотай и прочно обосновались на юге, в городе Накхонситхаммарат. Буддийские храмы или ступы начали строиться во всем королевстве. Они стали распространять буддистское учение Тхеравады, со временем превратившись в центры для обучения знати королевства.
Высокий уровень благочестия Рамакхамхаенги привел к формированию его образа отца для своего народа. Как король, он стал воспринимать себя именно отцом или Фо Кхуном, а его подданные были, соответственно, его дети. Согласно каменной стеле, король повесил колокол возле своего дворца, где люди могли звонить в него и высказать свои чаяния непосредственно Рамакхамхаенге.
Также в 1292 году он приказал установить в центре своей столицы каменную плиту под названием Манангасилабат, которая стала исполнять своего рода функцию “кафедры” для проповедей монахов или, в некоторых случаях, использовалась в качестве трона для Рамкхамхенга во время обсуждений государственных дел со своим советом на глазах у народа.
Наконец, его забота о народе привела к одному из его величайших культурных достижений и вкладу в развитие тайского населения. В 1283 году якобы король Рамкхамхенг сам разработал тайскую письменность, на формирование которой сильно повлияла письменность кхмерская и санскритская. Он сделал это, чтобы дать людям возможность читать и учиться – развиваться внутренне.
В наши дни сам факт изобретения королем тайской письменности ставится под сомнение различными историками. Однако можно предположить, что, по крайней мере, поручение дать недавно сформировавшемуся в одну общность народу свой собственный и объединяющий язык исходило непосредственно от Рамакхамхаенги, которого заслуженно считают чрезвычайно дальновидным и прогрессивным монархом.
***
Точная дата конца правления короля неизвестна. Некоторые историки предполагают, что Рамакхамхаенга умер до 1300-х годов. Но другие считают, что он умер после первого десятилетия XIV века. Рамакхамхаенга в целом правил довольно продолжительное время. После смерти короля его сын Ло Тай сменил Рамакхамхаенгу в качестве правителя Сукхотая. Он также правил относительно долго, но при сыне в королевстве уже наметился конец “золотой эпохи” процветания.
Конечно, еще в течение многих лет после окончания его правления значимость королевства Сукхотая сохранялась. Но при его преемниках она медленно мельчала, пока государство не было снова завоевано кхмерами в 1438 году. Сукхотайское королевство закончило свою историю, но не тайский народ, не утерявший свою самоидентичность.
Спустя столетия на территориях Сукхотая появилось Королевство Таиланд, а память о правлении короля Рамакхамхаенги Великого чудесным образом благодаря найденной стеле восстала из забвения. В наши дни Рамакхамхаенга почитаем тайцами. Ему воздвигнуто ряд памятников. Изображения короля можно разглядеть, к примеру, и на банкноте.
Достижения Рамакхамхаенги как правителя Сукхотайского королевства признаны историками. Особенно значительным представляется величайшее для современников изобретение тайского алфавита.