17 августа 1973 года Анатолий и Светлана Тарасовы расписались. Тогда в Усть-Куте был один ресторан «Бригантина»: там и отпраздновали. Гостей было много. Молодые сами накопили на пышное застолье: Анатолий работал на автобазе. После школы окончил курсы шоферов.
Встретились на работе. Светлана трудилась в порту, а Анатолий шофёрил. Местные. В 1974 году Анатолий устроился в локомотивное депо «Лена». Ему было 23 года. Взяли его помощником машиниста.
На встречу в Совет ветеранов БАМа супруги Тарасовы пришли вместе. Так уж повелось у них. Муж – голова, жена – шея. Даже на рыбалку на моторной лодке ездят вместе. В деревню Тарасово, где, как я поняла, родовое гнездо Светланы Викторовны.
Нравятся им эти красивые уединённые места, где сейчас жителей – раз, два – и обчёлся. Но зато там оглушительная тишина, звенящий воздух и удивительные просторы. А ещё – красавица Лена, где много рыбы. Правда, тайменя сегодня поймать не так-то просто. Но разве в этом дело? Там супруги отдыхают, напитываясь энергией.
Анатолий Фёдорович – машинист электровоза, их в депо называли – «голубая кровь».
- Начинал я на тепловозе, уже после, после учёбы в Красноярске, пересел на электровоз. В 1983 году повысил классность и стал водить уже пассажирские поезда. В сторону Коршунихи. А потом БАМ сдали во временную эксплуатацию – начали по той ветке ездить. Трасса сложная – подъёмы, перевалы, - рассказывает он.
- Для чего, на ваш взгляд, стране нужен был БАМ? – спрашиваю я, хотя ответ на вопрос, конечно, знаю.
- БАМ когда начинали строить, в Усть-Куте появилось много техники, в том числе импортной. Молодые ребята из союзных республик приехали. Жили дружно, вместе отмечали все праздники. Такая стройка была стране, конечно, нужна!
Я вот вспоминаю бамовские посёлки, когда был полный развал. Даже рельсы снимали в начале 2000 годов на перегоне Чудничный. Тогда был большой спад движения по этой дороге. Никому ничего не надо было. Кричали, что БАМ зря построили. Например, многоэтажный дом в Звездном построили, осталось только сантехнику завезти. Всё бросили, развалили.
- Судя по трудовой книжке, вы трудились не только на железной дороге?
- С железки ушёл в 2006 году, вахтами работал в Иркутской нефтяной компании оператором, на Яракте. Потом отдохнул немного и в ТСЛК на тепловоз устроился. Там ещё восемь лет отработал.
А пенсию я заработал уже на пенсии. Ушёл в 2000 году. После этого ещё 20 лет отработал, получаю 40 тысяч рублей. Сейчас вот отраслевая железнодорожная пенсия 20 тысяч рублей, а у меня - пять. Сын поступил в железнодорожный институт, но я ему сразу сказал, что на мне династия машинистов должна закончиться.
- А почему? Вам, что, не нравилась работа?
- Да нет, нравилась. Очень. Но жизнь пролетела мимо, в поездах и поездках. Ни выходных, ни проходных, ни праздников. Деньги, конечно, нам платили хорошие. Когда средняя заплата была 120 рублей, мы могли и по 500 получать. На отпуск никогда не копили, я получал отпускные – и ехали.
- Я копейки получала по сравнению с ним, у мужа зарплата была хорошая. Тогда в детском саду работала, деток нужно было пристраивать, - соглашается Светлана Викторовна.- 40 рублей аванса и 30 получки – получала примерно столько.
А на зарплату мужа ежегодно отдыхать выезжали на море. В Гудауту Абхазии как-то приехали. Дочку спрашивают: «Вы откуда?». «А мы с БАМа», - гордо отвечает она. Все, конечно, удивлялись, восхищались.
- Я когда в Азербайджане была, так все в шоке были, что я с самого БАМа к ним приехала, - подключается к разговору Лариса Норина. – Ахали и охали, называли меня не иначе как героиней.
- Мне вот интересно, как вам удаётся сохранить любовь и уважение друг к другу? Столько лет вместе, а не надоели, даже на рыбалку вместе ездите. Поделитесь секретом семейного счастья, - обратилась я к супругам Тарасовым.
- Я уже говорил, что и дома-то почти не бывал, только деньгами обеспечивал. Все хлопоты ложились на супругу. А ведь у нас трое детей, - откликнулся Анатолий Фёдорович. – Раньше планировали лет на пять вперёд что купить, куда съездить, а сегодня не знаешь, что будет завтра.
- Папа у нас всегда был главным. Помню, с поездки приедет, спит. Я детям шепчу: «Не кричите, папа отдыхает». По молодости некогда было ругаться, а сейчас уже и делить нечего. Прислушиваемся друг к другу. Уважаем. Дети выросли, внуки. Всё у нас хорошо.
- Какую самую большую рыбу поймали? – обращаюсь к главе семейства.
- Тайменя килограммов на восемь. Но это было давно. У нас можно сказать, династия железнодорожников. И сын, и дочка, и племянник там работают. Только вот машинистов больше нет.
Я желаю этой дружной паре хорошо отметить свой золотой юбилей, здоровья и благополучия.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Спасибо всем за комментарии. Это очень мотивирует.