Ростовская область, 2 октября 2022. DON24.RU. Более полувека назад Ростовская область оказалась участником события, связанного с одним из самых знаменитых эпизодов холодной войны – уничтожением над Уралом американского самолета-шпиона У-2.
В мае 1960 года зенитно-ракетная батарея советской системы ПВО сбила в Свердловске высотный самолет ВВС США, занимавшийся воздушным шпионажем. Пилотировавший его летчик Френсис Пауэрс попал в плен.
Это событие получило огромный резонанс во всем мире. Затронуло оно и работников оборонной промышленности, работавших на донской земле.
В том же году обломки У-2 были доставлены в Таганрог, где располагалось авиационное конструкторское бюро Георгия Бериева. Перед специалистами ОКБ была поставлена задача изучить фрагменты высокотехнологичного летательного аппарата и создать на их основе отечественный аналог высотного самолета-разведчика.
Перед чем как обломки У-2 оказались в Таганроге, их передали в подмосковный НИИ ВВС. Там их досконально изучили (вплоть до летного белья пилота). Советские эксперты сразу оценили важность попавшего в их руки материала. Поэтому Совет министров СССР поручил таганрогскому ОКБ-49 Бериева воспроизвести на этой основе высотный разведчик для фото- и радиоразведки.
Таганрогским конструкторам предстояло создать разведывательный самолет, способный летать на большой высоте (свыше 20 км) и дальности (8000 км). Работа закипела. Машина получила обозначение С-13, рабочее название – «Ю».
«Сроки были поставлены очень жесткие: в начале 1962 года нужно было предъявить две машины на испытания. Всего планировалось построить пять самолетов С-13. Самолет планировалось использовать как высотный разведчик (в этом варианте на него устанавливался АФА-60 – аналог американского фотоаппарата типа 73-В), как сверхвысотный перехватчик для уничтожения дрейфующих аэростатов и метеоразведчик», – говорится в книге «Неизвестный Бериев» Александра Заблотского и Андрея Сальникова.
После доставки обломков в Таганрог требовалось выполнить невероятно сложную и кропотливую работу: собрать из этих отдельных фрагментов макет самолета. Эту задачу успешно решили, проведя анализ конструкционных материалов, из которых был изготовлен «американец». После этого начали изготовление металлического макета аналога и одновременно выпуск рабочих чертежей самолета.
Металлический макет изделия «Ю» построили к 1 апреля 1961 года, а 1 июля закончили выпуск рабочих чертежей. В аэродинамических трубах ЦАГИ провели испытания моделей, результаты которых показали высокие аэродинамические характеристики самолета.
Но увы. Работы по машине «Ю» были свернуты так же внезапно, как и начаты. 12 мая 1962 года вышло постановление Совета министров СССР о прекращении работ по самолету С-13.
Тем не менее таганрогские специалисты получили неоценимый опыт. В процессе проектирования разведчика С-13 сотрудники ОКБ приобрели важные навыки, а некоторые технические решения были внедрены в последующих разработках самолетов.
Материал подготовлен в рамках рубрики «85 интересных фактов о Ростовской области» проекта «Дон-медиа», посвященного юбилею региона. Телеканал «ДОН 24», входящий в состав холдинга, готовит цикл видеоочерков об интересных, удивительных и даже загадочных фактах из жизни Дона.