В первую военную ночь аэродром Барановичи вообще не пострадал. Все силы немецких бомбардировщиков были сосредоточены на уничтожении огромных складов и железнодорожного узла. В отличие от Бреста и Кобрина зенитно-артиллерийские дивизионы Барановического бригадного района ПВО не были на учениях и полноценно защищали железнодорожный узел, в первые часы войны подбив не менее трех немецких бомбардировщиков. Но так как на аэродроме еще официально самолётов не числилось, то противовоздушная оборона этого объекта не осуществлялась. Немецкое командование не знало, что аэродром Барановичи уже введен в эксплуатацию и не учитывало его как первоочередную цель.
Барановичи бомбили в 6 утра 22-го июня 1941 года.
Новейшие самолеты без вооружения
Уже с семи утра в Барановичи начинают прилетать и садиться одиночные самолёты, вырвавшиеся из приграничных аэродромов Брестской и Белостокской областей. К 11.00 22 июня 1941 года их набралось 11 единиц (2 бомбардировщика Пе-2, 3 ближних бомбардировщика Су-2, 3 истребителя Миг-1, 2 истребителя Миг-3, 1 истребитель Як-1). К приземлившимся пилотам сразу возникли вопросы у сотрудников особого отдела дивизии, но полковник Татанашвили, командир формируемой 60-ой истребительной дивизии приказал оставить пилотов в покое. Все прилетевшие самолёты отмечались одной особенностью: на всех них отсутствовало вооружение. Это было какое-то очень смелое решение разместить на приграничных аэродромах самолеты, которые годились только для выполнения фигур высшего пилотажа.
Капитан Пятов сбил фашистский самолет еще до войны.
Истребительный полк с опытными пилотами и вчерашними курсантами
Истребительный авиаполк, перебрасываемый поближе к границе, был сформирован 1 января 1941 года и основу в нём составляли молодые летчики. Зато командовал полком опытный Михаил Резник, 21 июня получивший звание подполковника. А первой эскадрильей командовал легендарный, среди летчиков округа, командир. Капитан Пятин. Он был советником в Испании, сбил 4 истребителя, в 1939 году был награжден Орденом Красного Знамени. В 1940 году Павел Пятин служи заместителем командира полка в 31-ом истребительном полку, прикрывающем границу СССР на Западе.
Во время одного из полётов капитан Пятин увидел углубившийся на советскую территорию самолет-разведчик Ю-88. Немецкие летчики тоже заметили советский истребитель и начали уходить в сторону государственной границы. Тогда Пятин дал очередь из автоматической пушки. Немецкий самолет задымил и пошел на снижение за линией государственной границы. За это Пятин отсидел почти месяц, дожидаясь военного трибунала. Политотдел округа требовал примерно наказать «провокатора». Только вмешательство начальника управления ВВС РККА генерал-лейтенанта Павла Рычагова и командующего округом генерала-армии Дмитрия Павлова спасло Пятина. Он отделался достаточно легко, ему задержали звание майора и отправили с понижением на службе в 162 истребительный авиационный полк.
Ме-110 сбивали и под Барановичами
Беззащитный аэродром в Барановичах
Самолеты прилетели в Барановичи без потерь и уже к 13.00 22-го июня 1941 года летчики и техники замаскировали свои машины на огромном летном поле, которое немцы упорно не замечали. К сожалению, заявка на прикрытие аэродрома силами ПВО, хотя бы одной батареей, не была исполнена Барановическим бригадным районом ПВО. Полковник Константин Шафранский – командир бригадного района заявил, что 518-ый и 751-ый зенитные полки до 10 утра 22 июня 1941 года расстреляли весь свой боезапас. Поэтому к 14.00 22-го июня планируется их эвакуация в район Могилёва (600 километров от государственной границы).
При этом задача прикрывать железнодорожный узел и поезда, которые формировались каждые 15 минут, на восток и юг была уже возложена на истребительный авиаполк. Первым самолетом, который был сбит истребителями над Барановичами, стал бомбардировщик Ю-88. И сбил его капитан Пятин, который мог считаться специалистом по этому типу самолетов. Немецкая эскадрилья, не ожидая встретить в Барановичах истребители РККА, спешно отбомбилась по городскому пригороду, не нанеся никакого ущерба железнодорожной инфраструктуре. В 22.00 22-го июня 1941 года командир 60-ой истребительной дивизии полковник Татанашвили отправляет новые безоружные самолеты, которые прилетели утром, в тыл на аэродром Бобруйска. Звено лейтенанта Овчарова должно было сопровождать их до безопасной территории.
Работы было много
До немецкого командования дошло, что аэродром в Барановичах является действующим и уже рано утром девятка бомбардировщиков пыталась нанести максимальный урон самолетам. Но дежурное звено И-16 младшего лейтенанта Козлова успело подняться в небо. В этом бою будущий генерал-майор авиации и Герой Советского Союза Николай Козлов сбил свой первый из 22-ух вражеских самолетов уничтоженных им за время войны. Этим самолетом оказался немецкий Ме-110. Весь день немцы атаковали аэродром. В самой большой волне, насчитывалось 28 бомбардировщиков.
После бомбежки аэродрома
Шесть самолетов было потеряно, взлетная полоса была разрушена. Но еще оставалось возможность взлетать по более короткой дорожке. Немцы потеряли за 23 июня в районе аэропорта пять самолетов. Еще по одному на свой счет записали капитан Пятин и младший лейтенант Козлов. При помощи городского населения и военно-строительного батальона за ночь на 24 июня взлетная полоса была приведена в надлежащее состояние, были построены новые укрытия для самолетов. Полковник Татанашвили никак не мог связаться с командующим ВВС фронта, чтобы узнать, когда ему ожидать новые авиационные полки. Но день 24-го июня изменил ситуацию вокруг аэродрома в Барановичах кардинально, но об этом в окончании статьи…